русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

пятница, 22 февраля 2013 г.

Урок по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Урок по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"
Цель урока:
  • познакомить учащихся с произведением;
  • помочь понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрыть её основной конфликт;
  • формировать навыки самостоятельного анализа текста.



Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!
М. Ю. Лермонтов
Слово учителя.
Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с драмой М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Эту пьесу автор считал «самым значительным драматическим произведением, которое он счёл достойным обнародования».
Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питала его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «И скучно и грустно», «Пророк», поэма «Мцыри», драма «Маскарад»).
К началу работы над «Маскарадом» (1835 - 1836) Лермонтов очень хорошо изучил петербургский свет, и свои впечатления в известной мере отразил в произведении. Михаил Юрьевич «трижды продавал «Маскарад» в драматическую цензуру и дважды переделывал, чтобы увидеть его на сцене, но все редакции драмы были запрещены». «Я не понимаю, как автор мог допустить такой резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардтов», - писал с возмущением в своём докладе о «Маскараде» цензор Ольдекоп.

Историческая справка.


Славившиеся в ту пору вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта посещались не только столичной знатью, но также членами царской фамилии во главе с императором. Не удивительно, что драма «Маскарад» была встречена Третьим отделением как дерзкий вызов великосветскому, придворному Петербургу.

Краткая сценическая история драмы «маскарад».


Драма Лермонтова так и не увидела света рампы при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Полностью «Маскарад» вышел в свет лишь в 1873 году в Собрании сочинений М. Лермонтова.
Слово учителя.
Название пьесы символично: вся жизнь персонажей - это «пёстрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад». «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души, ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
Были предположения, что в «Маскараде» «изображено реальное происшествие». А следы знакомства Лермонтова с конкретными лицами, типичными для столичного «общества» можно «отыскать в некоторых персонажах «Маскарада». Арбенин - одержимый карточной игрой писатель Н. Ф. Павлов (1803 - 1864), композитор А. А. Алябьев (1787 - 1850), нечистый на руку игрок граф Ф. И. Толстой («Американец») (1782 - 1846)».

Вопросы.

Скажите, пожалуйста, каковы основные мотивы пьесы?
А с каким произведением, в котором автор обращается к теме карточной игры, мы с вами хорошо знакомы?
Какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова?


Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева - Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича). Карточная игра, костюмированные балы, которые проводились всегда с обязательной интригой, - распространённые увлечения современной Лермонтову дворянской молодёжи - стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта основывается сюжет драмы. Но не следует умалять и их символическое значение.
Итак, мы продолжаем тему маскарада и тему карточной игры. Именно со сцены в игорном доме, где царствует «зелёное сукно», и начинается действие в «Маскараде» - драме по-юношески «дерзкой и в то же время зрело-горькой», лучшей изо всех творений Лермонтова.

Работа по выявлению восприятия.

С кем и при каких обстоятельствах мы знакомимся, открывая первые страницы драмы?
О ком это: «Портрет хорош, - оригинал-то скверен!»?
Кому принадлежат эти слова?
При каких обстоятельствах встречаются Арбенин и князь Звездич?
Слово учителя.

Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь - Николай I.

Историческая справка


Энгельгардт Василий Васильевич (1785 - 1837) - полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С. Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своём доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны.
Какую вы заметили связь между поведением Арбенина на балу и изученными ранее стихотворениями «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «И скучно и грустно» и др.?
Найдите подтверждения этим словам в тексте драмы. (Сцена II, действие I.)
(Арбенин.

Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердцу холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой.)
Слово учителя.
Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл. По мысли Лермонтова, маскарад - это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление. И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти. А что же такое маскарад?
Справка из толкового словаря.
МАСКАРАД - бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.


«Звездич и маска». (Действие I, сцена II, выходы 5 и 6.)



Почему баронесса не призналась Звездичу в любви без маски?
Слово учителя.
Вот, какие слова (а мы их сегодня уже слышали) по этому поводу Лермонтов вложил в уста Арбенину:
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты ужасны,
То маску с чувств снимают смело.
Сейчас нам с вами предстоит просмотреть ещё одну сцену, а затем вы постараетесь ответить на такой вопрос: «Почему князь Звездич так себя ведёт по отношению к Нине?»

«Звездич и Нина». (Действие II, сцена I, выход 2.)

В воздухе уже чувствуется напряжённость, опасность. И что же дальше? Как разворачиваются события?

«Баронесса и Шприх». (Действие II, сцена I, выход 7.)

Баронесса намекнула, и Шприх принялся за дело.
Так что же сделал Шприх?
Как поступил Арбенин со Звездичем?
Каковы были ответные действия Звездича?

«Нина и Арбенин». (Действие II, сцена III, выход 5.)

Арбенин «наделён мятежным духом, умом, сильной волей». Узнав о том, что жена принимала участие в маскараде, он устраивает скандал, потому что прекрасно знает нравы и обычаи светского общества.

«Нина и Арбенин на балу». (Действие III, сцена I, выход 4.)

План мести созрел, и Арбенин готов его осуществить. Уверив себя в виновности жены, Евгений «сам вершит суд и казнь, уничтожая то, что составляло смысл его жизни». Судьба Нины становится мерилом моральной правоты Арбенина.
Лермонтовский герой связан со светским обществом рождением и воспитанием, и напрасны его стремления к независимости и свободе. Евгений живёт по законам общества, которое считает порочным, и, пытаясь защитить свою честь, сам становится злодеем. Арбенин - это и «жертва», и «палач»: он не только страдает, но и несёт страдания другим.

 «Развязка». (Действие IV, сцена I, выход 8.)

Какую роль сыграл Неизвестный?
Кто виноват в смерти Нины?


  • Почему драма называется «Маскарад»?

Итог урока.

А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?

четверг, 21 февраля 2013 г.

Служебные части речи

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Местоимение

Местоимение_интерактивная таблица

Союз и его грамматические признаки

 Союз и его грамматические признаки

1. Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

Например:

среда, 20 февраля 2013 г.

Гласные и мягкий знак после шипящих


МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО». ТРИ УРОКА В 7 КЛАССЕ

МАКСИМ  ГОРЬКИЙ.  «ДЕТСТВО». ТРИ УРОКА В 7 КЛАССЕ

Цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди могли... одухотворить свою жизнь святым духом красоты.

М. Горький

среда, 13 февраля 2013 г.

Правописание приставок


Правописание приставок
      С точки зрения орфографии все приставки в русском языке делятся на три основные группы:
      1) приставки, которые
всегда пишутся одинаково;
      2) приставки, написание которых определяется особенностями произношения слова (местом ударения или качеством следующего за данной приставкой звука); меняется буква;
      3) приставки пре- и при-, правописание которых
зависит от их значения.
Приставки, не изменяющиеся на письме
      Гласные и согласные в приставках в- (во-), вы-, до-, за-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-,
пред- (предо-), про-, с- (со-), су-, у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: встать, отдать, продумать,предстать, сбивчивый, обсуждение.

      Запомните: приставка спишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стереть — сделать, спилить — сбить.
      
Приставки з- в русском языке нет. В словах здесь, здание, здоровье, здравствуйте з  -  часть корня.

Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)
      В приставках на -з (-с) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з, перед глухими — с:
из- (ис-)
изгиб — истекать
раз- (рас-)
разделить — расписать
без- (бес-)
безжалостный — бессердечный
воз- (воc-)
возразить — воскликнуть
вз- (вс-)
взгорок — вскормить
низ- (нис-)
низвергать — нисходить
чрез- (черес-)
чрезмерный — чересчур
      Запомните: расчет, расчетливый, расчесть, но: рассчитать.

вторник, 12 февраля 2013 г.

Презентации По уши в ГИА!


Тесты онлайн в формате ГИА 2013 (с сайта Захарьиной Е.А.)

Сочинения в формате ГИА 2013 на сайте Бенделевой Л.М.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013  (см. «По уши в ГИА» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html  )
В демоверсии 2013 задание С2.2 отсутствует. 
Это значит, что все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

понедельник, 11 февраля 2013 г.

Пять уроков по повести "В дурном обществе"

Урок первый. 

В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе»

      В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

среда, 6 февраля 2013 г.

Правописание предлогов


         Предлоги 
из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис:  
              достать учебник
из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла. 


        Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно.
        Различайте!  
            Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту),  
            он сохранил удивительную свежесть лица. 
           Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя) ) вниз,
          он осторожно прошёл по краю обрыва.    
         Пишутся слитно предлоги:  
                    ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу,
                    наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх.  

        Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами.

        Обычно
предлог легко можно заменить без изменения смысла
синонимичным ему непроизводным предлогом
:
                вследствие – из-за;       навстречу – к;         ввиду – из-за;
                наподобие – вроде;     насчёт – о, об;       вслед – за     и т.д.      


    Выйти из строя
вследствие (предлог (по причине, из-за) ) перегрева.
    Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия) ).  


    Отменить поездку
ввиду (предлог (по причине, из-за) ) надвигающейся грозы.
    Иметь в виду (сущ. с предл.);  

    держаться в виду (сущ. (близко от берега) ) берега.    
         Пишутся раздельно предлоги:  
                в виде,   в течение,   в продолжение, в заключение,
                в завершение,     в отличие от,   в сравнении с,
                в связи с,   по окончании,   по прибытии.  


      Предлоги 
      вследствие,     наподобие,     в течение,     в продолжение,
в отличи
е от,     в заключение,     в завершение имеют на конце -е.    

      Предлоги 
в сравнении с, на протяжении, по прибытии,
по окончани
и – -и. Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.
       Сочетания с предлогами 
в течение, в продолжение, в заключение всегда имеют значение времени:  Не спать в течение суток.  
      (пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго? )    
      Поворот в течении (сущ.) реки,
      вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.    

Предлог и его грамматические признаки

     1. Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Предлоги, как и окончания самостоятельных слов, служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Пойти в лес, выйти из леса, зайти за дом.
2. Предлоги, как и другие служебные части речи, не изменяются.
3. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения (вместе с самостоятельными словами).
Около полудня бричка свернула с дороги вправо (Гоголь).

Архив блога