пятница, 22 февраля 2013 г.

Урок по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Урок по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"
Цель урока:
  • познакомить учащихся с произведением;
  • помочь понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрыть её основной конфликт;
  • формировать навыки самостоятельного анализа текста.



Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!
М. Ю. Лермонтов
Слово учителя.
Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с драмой М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Эту пьесу автор считал «самым значительным драматическим произведением, которое он счёл достойным обнародования».
Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питала его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «И скучно и грустно», «Пророк», поэма «Мцыри», драма «Маскарад»).
К началу работы над «Маскарадом» (1835 - 1836) Лермонтов очень хорошо изучил петербургский свет, и свои впечатления в известной мере отразил в произведении. Михаил Юрьевич «трижды продавал «Маскарад» в драматическую цензуру и дважды переделывал, чтобы увидеть его на сцене, но все редакции драмы были запрещены». «Я не понимаю, как автор мог допустить такой резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардтов», - писал с возмущением в своём докладе о «Маскараде» цензор Ольдекоп.

Историческая справка.

Славившиеся в ту пору вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта посещались не только столичной знатью, но также членами царской фамилии во главе с императором. Не удивительно, что драма «Маскарад» была встречена Третьим отделением как дерзкий вызов великосветскому, придворному Петербургу.

Краткая сценическая история драмы «маскарад».

Драма Лермонтова так и не увидела света рампы при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Полностью «Маскарад» вышел в свет лишь в 1873 году в Собрании сочинений М. Лермонтова.
Слово учителя.
Название пьесы символично: вся жизнь персонажей - это «пёстрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад». «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души, ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
Были предположения, что в «Маскараде» «изображено реальное происшествие». А следы знакомства Лермонтова с конкретными лицами, типичными для столичного «общества» можно «отыскать в некоторых персонажах «Маскарада». Арбенин - одержимый карточной игрой писатель Н. Ф. Павлов (1803 - 1864), композитор А. А. Алябьев (1787 - 1850), нечистый на руку игрок граф Ф. И. Толстой («Американец») (1782 - 1846)».

Вопросы.

Скажите, пожалуйста, каковы основные мотивы пьесы?
А с каким произведением, в котором автор обращается к теме карточной игры, мы с вами хорошо знакомы?
Какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова?



Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева - Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича). Карточная игра, костюмированные балы, которые проводились всегда с обязательной интригой, - распространённые увлечения современной Лермонтову дворянской молодёжи - стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта основывается сюжет драмы. Но не следует умалять и их символическое значение.
Итак, мы продолжаем тему маскарада и тему карточной игры. Именно со сцены в игорном доме, где царствует «зелёное сукно», и начинается действие в «Маскараде» - драме по-юношески «дерзкой и в то же время зрело-горькой», лучшей изо всех творений Лермонтова.

Работа по выявлению восприятия.

С кем и при каких обстоятельствах мы знакомимся, открывая первые страницы драмы?
О ком это: «Портрет хорош, - оригинал-то скверен!»?
Кому принадлежат эти слова?
При каких обстоятельствах встречаются Арбенин и князь Звездич?
Слово учителя.

Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь - Николай I.

Историческая справка

Энгельгардт Василий Васильевич (1785 - 1837) - полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С. Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своём доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны.
Какую вы заметили связь между поведением Арбенина на балу и изученными ранее стихотворениями «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «И скучно и грустно» и др.?
Найдите подтверждения этим словам в тексте драмы. (Сцена II, действие I.)
(Арбенин.

Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердцу холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой.)
Слово учителя.
Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл. По мысли Лермонтова, маскарад - это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление. И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти. А что же такое маскарад?
Справка из толкового словаря.
МАСКАРАД - бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.


«Звездич и маска». (Действие I, сцена II, выходы 5 и 6.)



Почему баронесса не призналась Звездичу в любви без маски?
Слово учителя.
Вот какие слова (а мы их сегодня уже слышали) по этому поводу Лермонтов вложил в уста Арбенину:
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
Сейчас нам с вами предстоит просмотреть ещё одну сцену, а затем вы постараетесь ответить на такой вопрос: «Почему князь Звездич так себя ведёт по отношению к Нине?»

«Звездич и Нина». (Действие II, сцена I, выход 2.)

В воздухе уже чувствуется напряжённость, опасность. И что же дальше? Как разворачиваются события?

«Баронесса и Шприх». (Действие II, сцена I, выход 7.)

Баронесса намекнула, и Шприх принялся за дело.
Так что же сделал Шприх?
Как поступил Арбенин со Звездичем?
Каковы были ответные действия Звездича?

«Нина и Арбенин». (Действие II, сцена III, выход 5.)

Арбенин «наделён мятежным духом, умом, сильной волей». Узнав о том, что жена принимала участие в маскараде, он устраивает скандал, потому что прекрасно знает нравы и обычаи светского общества.

«Нина и Арбенин на балу». (Действие III, сцена I, выход 4.)

План мести созрел, и Арбенин готов его осуществить. Уверив себя в виновности жены, Евгений «сам вершит суд и казнь, уничтожая то, что составляло смысл его жизни». Судьба Нины становится мерилом моральной правоты Арбенина.
Лермонтовский герой связан со светским обществом рождением и воспитанием, и напрасны его стремления к независимости и свободе. Евгений живёт по законам общества, которое считает порочным, и, пытаясь защитить свою честь, сам становится злодеем. Арбенин - это и «жертва», и «палач»: он не только страдает, но и несёт страдания другим.

 «Развязка». (Действие IV, сцена I, выход 8.)

Какую роль сыграл Неизвестный?
Кто виноват в смерти Нины?


  • Почему драма называется «Маскарад»?

Итог урока.

А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?

четверг, 21 февраля 2013 г.

Служебные части речи

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Местоимение

Местоимение_интерактивная таблица

Союз и его грамматические признаки

 Союз и его грамматические признаки

1. Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

Например:

среда, 20 февраля 2013 г.

Гласные и мягкий знак после шипящих


МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО». ТРИ УРОКА В 7 КЛАССЕ

МАКСИМ  ГОРЬКИЙ.  «ДЕТСТВО». ТРИ УРОКА В 7 КЛАССЕ

Цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди могли... одухотворить свою жизнь святым духом красоты.

М. Горький

среда, 13 февраля 2013 г.

Правописание приставок


Правописание приставок
      С точки зрения орфографии все приставки в русском языке делятся на три основные группы:
      1) приставки, которые
всегда пишутся одинаково;
      2) приставки, написание которых определяется особенностями произношения слова (местом ударения или качеством следующего за данной приставкой звука); меняется буква;
      3) приставки пре- и при-, правописание которых
зависит от их значения.
Приставки, не изменяющиеся на письме
      Гласные и согласные в приставках в- (во-), вы-, до-, за-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-,
пред- (предо-), про-, с- (со-), су-, у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: встать, отдать, продумать,предстать, сбивчивый, обсуждение.

      Запомните: приставка спишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стереть — сделать, спилить — сбить.
      
Приставки з- в русском языке нет. В словах здесь, здание, здоровье, здравствуйте з  -  часть корня.

Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)
      В приставках на -з (-с) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з, перед глухими — с:
из- (ис-)
изгиб — истекать
раз- (рас-)
разделить — расписать
без- (бес-)
безжалостный — бессердечный
воз- (воc-)
возразить — воскликнуть
вз- (вс-)
взгорок — вскормить
низ- (нис-)
низвергать — нисходить
чрез- (черес-)
чрезмерный — чересчур
      Запомните: расчет, расчетливый, расчесть, но: рассчитать.

вторник, 12 февраля 2013 г.

Презентации По уши в ГИА!


Тесты онлайн в формате ГИА 2013 (с сайта Захарьиной Е.А.)

Сочинения в формате ГИА 2013 на сайте Бенделевой Л.М.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013  (см. «По уши в ГИА» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html  )
В демоверсии 2013 задание С2.2 отсутствует. 
Это значит, что все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

понедельник, 11 февраля 2013 г.

Пять уроков по повести "В дурном обществе"

Урок первый. 

В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе»

      В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить.

среда, 6 февраля 2013 г.

Правописание предлогов


         Предлоги 
из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис:  
              достать учебник
из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла. 


        Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно.
        Различайте!  
            Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту),  
            он сохранил удивительную свежесть лица. 
           Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя) ) вниз,
          он осторожно прошёл по краю обрыва.    
         Пишутся слитно предлоги:  
                    ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу,
                    наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх.  

        Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами.

        Обычно
предлог легко можно заменить без изменения смысла
синонимичным ему непроизводным предлогом
:
                вследствие – из-за;       навстречу – к;         ввиду – из-за;
                наподобие – вроде;     насчёт – о, об;       вслед – за     и т.д.      


    Выйти из строя
вследствие (предлог (по причине, из-за) ) перегрева.
    Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия) ).  


    Отменить поездку
ввиду (предлог (по причине, из-за) ) надвигающейся грозы.
    Иметь в виду (сущ. с предл.);  

    держаться в виду (сущ. (близко от берега) ) берега.    
         Пишутся раздельно предлоги:  
                в виде,   в течение,   в продолжение, в заключение,
                в завершение,     в отличие от,   в сравнении с,
                в связи с,   по окончании,   по прибытии.  


      Предлоги 
      вследствие,     наподобие,     в течение,     в продолжение,
в отличи
е от,     в заключение,     в завершение имеют на конце -е.    

      Предлоги 
в сравнении с, на протяжении, по прибытии,
по окончани
и – -и. Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.
       Сочетания с предлогами 
в течение, в продолжение, в заключение всегда имеют значение времени:  Не спать в течение суток.  
      (пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго? )    
      Поворот в течении (сущ.) реки,
      вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.    

Предлог и его грамматические признаки

     1. Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Предлоги, как и окончания самостоятельных слов, служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Пойти в лес, выйти из леса, зайти за дом.
2. Предлоги, как и другие служебные части речи, не изменяются.
3. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения (вместе с самостоятельными словами).
Около полудня бричка свернула с дороги вправо (Гоголь).

Архив блога