пятница, 11 марта 2016 г.

5 класс. Лирика Есенина (два урока)

Есенин в 1922 году
Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии.
Стихотворения «Я покинул родимый дом...», 
«Низкий дом с голубыми ставнями...»
      I. Артикуляционная разминка   

      II. Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии

      Слово учителя
      Русская литература знает много поэтических имен. Есть у нас поэты талантливые, известные, выдающиеся, а есть великие. Чем же выделяются великие поэты? Как правило, их стихи невозможно не узнать, невозможно перепутать со стихами других поэтов.
      У каждого великого поэта есть, как говорят, своей голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня, Блока — окружает нас предчувствием тайны.
      Сегодня мы с вами будем читать стихи Сергея Есенина. Послушайте несколько стихотворений и попробуйте понять, какая особенность их объединяет.
Мини-концерт
      Учитель читает детям (желательно наизусть) несколько стихотворений Есенина (не вошедших в учебник). Цель — дать детям почувствовать музыкальность, напевность, задушевность, лиричность есенинских строк. Лучше всего это получится, если учитель сам любит стихи Есенина, знает их наизусть и вкладывает в чтение душу. В таком случае педагог сможет вдохнуть в сердца детей любовь к прекрасному русскому поэту.
      Многие стихи Есенина знакомы детям по начальной школе. Хорошо, если они сумеют их вспомнить. Перечислить эти стихотворения сложно, так как сейчас в начальной школе действуют несколько различных учебных комплектов, в которые включены разные тексты.
      Дети называют особенности стихов Есенина, вместе записываем их на доске и в тетрадях.
      Коллективно читаем с детьми вступительную статью учебника (с. 49—50). Учитель сделает необходимые комментарии. Хорошо, если есть возможность показать иллюстративный материал, связанный с детством Есенина. Можно обратиться к справочному материалу учебника, где помещен очерк «Село Константиново» (с. 289—291) с фотографией дома родителей Есенина.
      Четвертый абзац начинается словами: «После окончания школы поэт отправился в Москву». Запишем с детьми дату переезда: 1912 год.

      III. «Я покинул родимый дом...»      Анализ текста

      — Прочитайте стихотворение «Я покинул родимый дом...» про себя, приготовьтесь читать его вслух. Продумайте паузы, логические ударения, интонацию.
     Учитель поможет ученикам осознать ее с помощью вопросов, например:
      — Почему вы поставили логическое ударение именно на это слово? Почему вы сделали именно эти паузы? Как вы объясните свои интонации, что вы хотели ими выразить?
      — Теперь давайте вчитаемся в это стихотворение поглубже. Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было в этом году Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
      В 1918 году Есенину 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.
      — Какие события за это время произошли в России?
      На этот вопрос детям ответить будет трудно: они еще плохо знают историю нашей страны. Напишем несколько дат и расскажем о значимости происходивших событий.
      1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
      1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
      1918 год — международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран-участников Первой мировой войны.
      — Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
      Поможем детям понять, что мысли о родной рязанской земле давали Есенину силы, питали его энергией. В буре событий, захвативших молодого поэта, малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.
      После этого прочитаем стихотворение построчно — с карандашом.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
      — Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый! Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый!
      Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.
      — Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду?
      В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него — это древняя рязанская земля. (Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, под 1095 годом.)
      — Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету?
      Образ голубых небес над просторами полей.
В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
      — Что мы представляем, когда читаем эти строки?
      Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
      Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой-царевной), которая «распласталась на тихой воде».
      — Почему вода названа тихой?
      Нет ветра, вода неподвижна.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
      Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это очень необычное сравнение, которое помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.
      Обратим внимание детей на звукопись во второй строфе: в ней всего три раза используется звук [р] и один — [к]. Зато сонорные звуки звучат очень часто: [л] и [л’] в сумме — девять раз, [н] — пять раз. Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем строфу вслух, чтобы убедиться в этом.
      По контрасту в третьей строфе идет резкое усиление жесткости с помощью [р]:
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
      Здесь же можем обратить внимание детей на богатые мужские рифмы при перекрестной рифмовке. Все строки оканчиваются ударными слогами, и это создает ощущение звучности и законченности, твердости и ясности звучания.
      — Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?
      Цветущие яблони, отражение луны в тихой воде пруда, березняк, голубые небеса — перед нами встает картина конца весны — начала лета.
      — Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги?
      Здесь нам придется вспомнить стихотворение А. А. Фета «Задрожали листы, облетая...», где образ мятущегося мира создается с помощью строк:
...С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
      Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил:
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
      Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни. В русской народной поэзии клен обычно кудрявый, сам поэт был кудрявым, это позволяет ему сказать: «тот старый клен / Головой на меня похож». Но клен перед нами не зеленый, а желтый, осенний; это понятно из фразы: «тем, кто листьев целует дождь». «Дождь листьев» — это листопад. Тот, кого стережет желтый клен, целует опадающие листья и радуется, вспоминая поэта. Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына. Перед нами вновь возникает образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе, который теплится в душе поэта, как священная лампада.
      В заключение стихотворение читает учитель и несколько раз (возможно, хором) дети, воплощая в чтении свое понимание текста.

      IV. «Низкий дом с голубыми ставнями...»

      В менее подготовленном классе мы рекомендуем выразительно прочитать это стихотворение с детьми, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно.
      В сильном классе это стихотворение можно сопоставить с первым.
      — Каким годом датировано это стихотворение?
      1924-м.
      — Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»?
      Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Каждый год из этих шести может засчитываться для каждого из живших тогда людей за несколько лет. Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
      В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей.
      Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.


      Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние, как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно. Это помогает ему помнить о родной земле, воспевать ее в стихах.
      Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями...». Сравним несколько строк:
«Я покинул родимый дом...»«Низкий дом с голубыми ставнями...»
...Голубую оставил Русь......Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес
...Старый клен на одной ноге...Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...
Долго петь и звенеть пурге...Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть
...И я знаю, есть радость в нем......Нежность грустную русской души
     В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев). Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся
      поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький».
      — Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены?
      «Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седыхжуравлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой ибезлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.
      — Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
      «Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
      «Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — родимая выть.
      — Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?
      Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например:
      — «...Наше поле, луга и лес, / Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;
      — «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, аберезь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;
      — родимая выть. Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин.
      Можно потренироваться в определении типов рифмовки. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» в 1—4-й и в 7-й строфах рифмовка перекрестная, в 5—6-й строфах рифмовка опоясывающая (кольцевая).
      Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда...
      Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога