воскресенье, 2 сентября 2012 г.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой» 
Конь с розовой гривой с подчеркиваниями 2017
      Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в заполярный порт Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.

      Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий, работал слесарем, литейщиком, грузчиком. В 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 году.
      Астафьев написал много повестей и романов для взрослых. Но особенную радость доставляла писателю работа для детей. Один из первых его детских рассказов — «Васюткино озеро». Детские рассказы составили известный сборник «Конь с розовой гривой».
      — Вспомните, кто из известных вам писателей, так же как Астафьев, сменил много профессий, пока не начал писать. Помогло это или помешало творческому становлению писателя?
      Вот слова Астафьева, которые вы читали в учебнике 5 класса: «...Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, — все это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».
      — Почему даже маленькое, незначительное событие, рассказанное хорошим писателем, вызывает интерес?
      Дело не только в самом событии, но и в том, как осмыслил его автор, с какой стороны сумел нам показать его.

      II. «Конь с розовой гривой»
      Выразительное чтение
 
      «Яркость и самобытность героев», «Особенности использования народной речи», «Речевая характеристика героя». Понимание позиции автора-повествователя в рассказе также зависит от того, насколько выразительно и артистично будет прочитан учителем этот рассказ, насколько будут выделены реплики бабушки, Саньки Левонтьева и поданы различные интонации рассказчика.
   
      — Что удивило вас в этом рассказе? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?
     Почему бабушка все-таки купила внуку пряник конем? 

       Домашнее задание
      Перечитать рассказ самостоятельно. Подготовить ответы на 1—3 вопросы учебника и выполнить письменно 3-е задание рубрики «Будьте внимательны к слову».
      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение эпизода «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь. Эпизод «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев
   I. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь

      — В какое время и где происходят события рассказа? Вспомните приметы этого времени.
      События рассказа происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Приметы этого времени — голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места — Енисей, увалы, тайга рядом с деревней.
      — От чьего лица ведется повествование?
      Во всем сборнике «Конь с розовой гривой» повествование ведется от имени семилетнего мальчика,  которого зовут Митя.

      Словарная работа
      — Какие слова вам показались необычными?
   
      Диалéкт — местное наречие, говор.
      Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке.
      Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках.
      Увáл — пологий холм, имеющий значительную протяженность.
      Туесóк — берестяная корзинка с тугой крышкой.
      Бадога — длинные поленья.
      Заполóшная — суетливая.
      Шáньга — булочка с творогом, ватрушка.
      Заúмка — земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.
      Поскóтина — пастбище, выгон.
      Яр — крутой край оврага.

      Хорошо, если вы отметили не только те слова, что даны в сносках, но и другие, например: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия — «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».
      Автор использует диалектизмы для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни.

     Беседа
      Говоря о жизни села,  Астафьев противопоставляет два мира, два образа жизни: образ жизни коренных сибиряков, крестьян и хороших хозяев, и образ жизни семьи Левонтьевых, глава которой — пролетарий, работающий не на земле, а на известковом заводе, «красные жерла» печей которого полыхали «по ту сторону реки».
      Описание дома Левонтьевых автор дает концентрированно, описание же дома бабушки Катерины Петровны дается постепенно на протяжении всего рассказа, поэтому не сразу можно уловить это противопоставление.
      — Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей?
      — «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц».Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали?
      Какое чувство передает нам автор, называя детей Левонтия «левонтьевские орлы».
      Семья Левонтия отличалась от семей хозяйственных и серьезных сибиряков своей беспорядочной жизнью. Левонтий не крестьянствовал, как дедушка мальчика, а был рабочим, заготавливал бадога для завода. Он пьянствовал после получки, безрассудно тратил деньги и, напившись, бил жену и детей, которые убегали и прятались по соседям. Левонтий не заботился о воспитании детей, они росли, как беспризорники, и питались как придется.
      — Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?
      Описание дома Левонтия оставляет у читателя впечатление безалаберности и абсурда. С одной стороны, вроде бы хорошо, когда ничего не мешает смотреть на свет белый, но, с другой стороны, дом, который не имеет ни наличников, ни ставен, ни даже сеней, не назовешь уютным домом, в нем не захочется жить. О неустроенности семьи Левонтьевых говорят отсутствие самых необходимых в деревенском быту деталей дома, «кое-как застекленные окна», описание печки, «раскорячившейся посреди избы», и рассказ о том, как семейство ковыряло весной землю вокруг дома, возводило изгородь и зимой сжигало эту изгородь в печке, потому что в запасе не было дров.
      — Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
      Бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане».
      — О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?
      Одна из главных проблем рассказа — различение истинной и ложной любви.
      Рассказчик — мальчик, который повествует о своей жизни; автор — зрелый человек, который не дает прямых оценок, но с помощью расстановки фактов дает нам понять истинную суть событий. На протяжении разбора рассказа будем учиться различать эти два образа.
      Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит.
      — Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор?
      — Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику?
      — Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это совсем не так?

      II. Эпизод «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев
      Беседа

      Эпизод «Поход за ягодами на увал» является ключевым в произведении.
            Вернемся к абзацу: «Вот с ребятишками дяди Левонтия... мы скоро пришли в лес, на каменистый увал».
      — Найдите глаголы в этом отрывке. Выпишите их в тетрадь.
      * Бросали, барахтались, принимались драться, плакали, дразнились, заскочили, не поспело, напластали, наелись, побросали, оставили, пищали, пришли.
      — Как вы понимаете значение выражения «напластали беремя луку-батуна»?
       Что это означает «нарвали луку в подол рубахи».
      — Как эти глаголы характеризуют «левонтьевских орлов»?
        Писателю потребовалось так много глаголов, чтобы передать большое количество беспорядочных действий.
      — Перечислите кратко события этого похода на увал.
      С утра дети пошли на увал брать ягоду. Сначала они собирали молча, но потом им это надоело, они стали дразниться, драться, съели все ягоды. Затем брызгались в речке, ловили подкаменщика, потом растерзали его на берегу. Подбили стрижа и похоронили его в гальке, скоро забыв о птичке. Затем они забегали в устье холодной пещеры, хвастались друг перед другом. Санька пугал своих братьев и сестер. Затем левонтьевские ушли домой, а мальчика оставили одного в тайге и без ягод, зная, что его дома накажут.
      — Почему Митя высыпал ягоды в траву? Какие чувства он испытал при этом? Проследите по тексту.
      «— А хочешь, я все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду».
      «— Мне слабо? Хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо? — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву...»
      «Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь».
      — Почему автор пишет: «Навалилась левонтьевская орда...»? Какое отношение он передает к детям дяди Левонтия этими словами?
      — Что заставило мальчика говорить: «Я еще у бабушки калач украду!»?
      — Кто рассказывает нам об этом дне: рассказчик или взрослый человек? Кто мог бы сказать фразу: «Так интересно и весело провели мы день...»? Как вы думаете, как относится к событиям этого дня автор?
      От имени мальчика автор пишет, что дети провели день «интересно и весело». Но сам автор не считает, что день, когда не было сделано ни одного полезного дела, когда «за некрасивый вид» растерзали рыбину, пуляли камнями в птиц и подшибли стрижа, можно назвать веселым. От имени рассказчика автор называет этот день веселым, но таким образом призывает читателей подумать, так ли это.
      — Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания?
 
 — Прочитайте портрет Саньки.
      Среди левонтьевских ребятишек автор больше внимания уделяет Саньке. Санька был вторым сыном дяди Левонтия и, когда старший уходил с отцом, чувствовал себя главным среди детей. Астафьев пишет; «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Это было действительно так, потому что именно Санька дразнил мальчика, заставляя его высыпать ягоды, смеялся над ним, издевался и требовал калачи. Автор как бы изучает Саньку, он дает нам понять, что героя рассказа притягивает и восхищает энергия и изобретательность Саньки и отталкивают его злость и подлые поступки.
      — Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?
      Отношение писателя к детям грустное и ироничное. Он понимает, что это дети, которых не воспитывают как надо, и они не виноваты в этом. Они часто остаются голодными, и родители плохо заботятся о них. Тогда автор называет их «ребятишки». Ирония автора проявляется в названии «левонтьевские орлы». Возмущение их поведением передается в словах «левонтьевская орда». Словом «народ» называет своих братьев и сестер Санька, это слово нельзя считать авторской характеристикой.
      Прочитаем несколько реплик, характеризующих Саньку, затем Таньку, спрашивая, узнали ли ученики героя.
      — Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев. С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?
      Особенности употребления слов, интонации.
      — Для чего автор делает различимой речь каждого героя?
      Чтобы мы могли лучше представить себе характер героя.
      * Характеристика героя — описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках.
      * Речевая характеристика героя — описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи.
      — Что мы можем сказать о Таньке и Саньке по их речи?

       Домашнее задание
      Подготовить ответы на 7—8 вопросы учебника .
      Составить цитатный план для рассказа о Саньке Левонтьеве, о бабушке Катерине Петровне (по выбору ученика).
Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна)
 I. Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга)
      Беседа


      — Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.
      Герой рассказа — мальчик семи-восьми лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых.
      — Как описывает рассказчик пряник конем? Как это описание характеризует героя?
      Герой предстает перед нами мечтателем и фантазером. Для него пряник не просто сладость. Мир ребенка преображается, когда пряничный «конь лягает копытами в голый живот», скобленый кухонный стол становится «огромной землей с пашнями, лугами и дорогами», по которой «на розовых копытцах скачет конь с розовой гривой».
      — Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию. Что привлекало его в этой семье?
      Героя рассказа тянуло к Левонтию, потому что семья Левонтия была не похожа на другие семьи в деревне. Мальчика там кормили и вслух жалели сироту. Он еще не понимал, что настоящая любовь проявляется не в пьяном жалении, а в делах.
      — В чем проявилось истинное отношение Левонтьевых к мальчику?
      Истинное отношение Левонтьевых к мальчику проявилось в том, что они его бросили одного на увале без земляники.
      — Из каких эпизодов мы узнаем, как герой был втянут в тяжкий обман?
      Герой был постепенно втянут в тяжкий обман: сначала он высыпал ягоды на траву, и их съели левонтьевские ребята; потом он послушался Саньки и натолкал туда травы, затем крал калачи, чтобы задобрить Саньку. Вечером он не нашел в себе силы признаться бабушке в том, что он ее обманул, и таким образом сделал обманщицей саму бабушку, которая чуть было не продала в городе туесок с травой вместо ягод.
      — Как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой, и на следующий день? Как это отразилось в речи и ее интонации, в поведении героя?
      После возвращения домой мальчик боялся, что бабушка обнаружит его обман, и приготовился к наказанию. Когда она решила везти ягоды прямо в туеске, то у него отлегло от сердца. Он выбежал гулять и сообщил обо всем Саньке. Санька стал шантажировать мальчика, вымогать у него калачи. Мальчик знал, что калачи нельзя брать без разрешения бабушки, но украл для Саньки три калача.
      Ночью мальчика стала мучить совесть. Он хотел признаться во всем бабушке, но пожалел ее будить, решил подождать до утра и с этой мыслью спокойно уснул. Проснулся он, когда бабушка уже уехала в город на базар. Мальчик пошел к Левонтьевым. Он уже снова восхищался Санькиной дыркой в зубах и дал ему крючок, лишь бы тот взял его на рыбалку. Мальчик снова был радостным и забыл про ночное раскаяние. Он играл с детьми, затем, ближе к вечеру, он снова задумался над тем, что будет, когда приплывет бабушка. Ему стало жалко себя, хотелось избежать наказания, Санька заметил это и начал опять дразнить мальчика, подговаривая его спрятаться, как будто он утонул. Но мальчик нашел в себе силы сказать ему: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..»
      Однако когда из-за поворота показалась лодка с бабушкой, мальчик сбежал от нее и опять нашел возможность оттянуть объяснение. У дяди-Ваниного дома дети играли в лапту. Мальчик ввязался в игру и снова отложил встречу с бабушкой. Он понимал, что виноват, и вел себя трусливо.
      — В каком эпизоде больше всего ощущается сожаление героя о совершенном поступке?
   
      — Почему же все-таки бабушка купила внуку пряник конем?
      Бабушка купила внуку пряник конем, потому что она понимала, что ребенка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.
      Если вы уже прочитали рассказ «Монах в новых штанах», то сможете ответить на вопрос:
      Как выполнила бабушка обещание взять левонтьевских «в оборот»?
      Дедушка стал брать Саньку Левонтьева с собой на заимку и учить его работать, а бабушка «взяла шефство» над Танькой. Бабушка и дедушка пытались влиять на Левонтьевых не с помощью зла и крика, а с помощью деятельной доброты.
      — Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?
      Герой извлек из этой истории главный урок: урок доброты, прощения и милосердия. Воплощением урока стал пряник, который бабушка купила внуку, несмотря на обман: конь с розовой гривой.

      II. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна) 
Санька Левонтьев
      Цитатный план (вариант)
      1) «— Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о...»
      2) «Санька взвыл, кинулся на старшого».
      3) «Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились...»
      4) «...Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
      5) «Дальше всех в пещеру забежал Санька».
      6) «Санька свистнул, заорал, поддавая нам жару».
      7) «— Знаешь че? — поговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело!..»
      8) «— ...Принеси калач, тогда не расскажу».
      9) «Санька собирался на рыбалку и распутывал леску».
      10) «...Санька командовал напропалую».
      11) «Санька вздел на палочки рыб и начал их жарить».
      12) «— Ништяк! — утешил меня Санька. — Не ходи домой, и все!..»
Катерина Петровна
      Цитатный план (вариант)
      1) «— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник».
      2) «Бабушка считала обстоятельно и долго, разглядывая каждый рубль».
      3) «Бабушка знает все мои повадки».
      4) «Снизу доносилось трудное дыхание бабушки».
      5) «А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится».
      6) «И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки, крест-накрест завязаны на спине».
      7) «— Своих вечно потачил! — шумела бабушка. — Теперь этому! А он уже мошенничает!»
      8) «— А мой-то малой-то!.. Чего утворил!..»
      9) «Долго бабушка обличала меня и срамила».
      10) «— Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...»

      — Какой эпизод изображен на иллюстрации в учебнике? Что, по-вашему, передано особенно удачно?
      На иллюстрации запечатлен эпизод, когда мальчик после ночи в кладовке сел за стол: «Бабушка одним махом плеснула в бокал молока и со стуком поставила посудину передо мной». Наиболее удачно передано движение бабушки. Ей жалко внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. Это удалось отразить художнику.
      — Что вам хотелось бы изобразить на рисунках к рассказу?

      III. Сюжет и композиция рассказа
      При работе с романом А. С. Пушкина «Дубровский» мы изучали понятия «сюжет» и «композиция».
      — Что такое сюжет, композиция?
      Можно воспользоваться «Кратким словарем литературоведческих терминов» в конце учебника.
      — Совпадают ли в рассказе последовательность событий сюжета и композиция?
      — Почему автор поместил рассказ о семье Левонтьевых не в начале, а после того, как читатели узнали, что Митя должен пойти на увал с левонтьевскими ребятишками?

  
План фабулы рассказа
      1) Бабушка велела сходить
на увал за земляникой.
      2) Поход за ягодами.
      3) Обман.
      4) Калачи для Саньки.
      5) Ночные сожаления.
      6) Рыбалка.
      7) Бегство от бабушки.
      8) Ночь в кладовке.
      9) Слезы.
      10) Прощение. Пряник конем.

      Учитель на следующем уроке сможет собрать тетради и проверить составление плана.

      Домашнее задание
      Составить письменно план фабулы рассказа (2-й вопрос рубрики учебника «Для самостоятельной работы»).
      Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказы сборника «Конь с розовой гривой», подготовить устный отзыв об одном из рассказов.
      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ об истории создания сборника «Последний поклон».
      Нарисовать иллюстрации к рассказам (к тем, о которых готовили отзывы).

В. П. Астафьев. Сборники рассказов «Конь с розовой гривой», «Последний поклон»
Урок внеклассного чтения     

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога