пятница, 20 октября 2017 г.

Алгоритм написания итогового сочинения

Как выпускнику и возможному абитуриенту вам предлагается поразмышлять (написать сочинение-размышление) на одну из 5 тем (которые станут известны за 15 минут до начала работы).

Размышляя, т.е. раскрывая выбранную тему, вы должны показать умение аргументировать свою точку зрения, используя любой литературный материал. Это значит, что вы должны показать навыки анализа текста (т.е. навыки, полученные в основном на уроках литературы). При этом сам текст может быть практически любой. Текст, который вы привлекаете необходимо «прочесть», понять с точки зрения выбранной темы. Лучше, если вы перечитаете таким образом два-три произведения, в которых вы разбираетесь. Это и будет вашей подготовкой к сочинению. Темы итогового сочинения раньше (когда сочинение было обязательным для всех экзаменом) назывались свободными, т.е. свободная тема итогового сочинения предполагает самостоятельный выбор произведений литературы в качестве иллюстративного материала для своего сочинения.

Прежде всего необходимо понять, способны ли вы соответствовать двум требованиям к сочинению: написать не меньше 250 словничем не пользуясь, самостоятельно (воспроизведение по памяти чужого текста тоже запрещено).

На мой взгляд, здесь вам помогут «Разрешающие» правила. Первое из них гласит: Сочинение – дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь. Второе напоминает: Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор. Третье обнадёживает: Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.

Но есть и «Запрещающие» правила. Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде всего, самому себе – почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения. И еще нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь. Также нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.

Итак, вы поняли, что всё-таки что-то читали и в состоянии связно написать 250 слов.

Теперь нам помогут 17 советов от gramma.ru и этапы работы над сочинением.

Этапы работы над сочинением.

1. Выбор темы

2. Разработка темы

3. Определение идеи сочинения и подбор материала

4. Составление плана сочинения

5. Вступление. Основная часть. Заключение

6. Работа над текстом

 

Совет первый.

Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли. 

Выбор темы

      Выбор темы - очень важный и ответственный этап в работе над сочинением, так как от него во многом зависит качество исполнения сочинения и окончательный результат.
      Во-первых, при выборе темы важно понимать тему, уметь объяснить каждое понятие, вынесенное в ее название.
      Во-вторых, экзаменующийся должен знать и понимать материал, привлекаемый им для раскрытия темы, т. е. знать текст самого произведения (или произведений), привлекаемого для анализа. Повторю, не сюжет, не то, что известно о тексте, а непосредственно сам текст (т.е. должны быть собственные мысли и чувства от прочитанного).
      В-третьих, надо уметь использовать сведения по теории и истории литературы, апеллировать к историческим и философским взглядам, необходимым для более глубокого раскрытия темы.
      Наконец, в-четвертых, важно испытывать интерес к избранной теме, что позволит ему написать более эмоциональное сочинение, обнаружить творческий потенциал своей личности. Немаловажную роль играет в данном случае и опыт в написании сочинений на подобную тему. Напомню, что это дополнительный балл в критериях оценки.
      Не стоит отдавать предпочтение только одному из этих факторов (например, знанию текста или интересу к теме), но учитывать совокупность своих возможностей и выбрать тему так, чтобы она помогла обнаружить лучшие стороны.

 Совет второй.

После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Попробуйте подобрать эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным). 

       Разработка темы - 

следующий этап работы над сочинением.
Обдумывание формулировки темы даст вам четкое представление о том направлении, в котором следует работать над сочинением. Тщательное осмысление темы поможет избежать одной из наиболее распространенных ошибок - неполного раскрытия темы или отклонения от нее, так как обдумать тему - значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке, вычленить из нее ключевое слово (слова), которое указывает на самое главное понятие, подсказывает основную мысль (идею) сочинения. Надо записать формулировку выбранной темы на черновике (буквально скопировать ее со всеми скобками, кавычками и прочим), после чего обязательно подчеркнуть ключевые слова (слово).

 Совет третий.

Поразмышляйте: а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе, б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите, в) какие доказательства приведете. 

Определение идеи сочинения

 

Анализ сочинений по первому критерию №1 «Соответствие теме»

       Прежде чем составлять план будущей работы, необходимо сформулировать идею сочинения, т. е. найти ту главную мысль, доказательством которой и явится написанное сочинение. Четко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет сконцентрировать внимание на определенном, конкретном аспекте избранной темы.

       Надо иметь в виду, что определение идеи сочинения - процесс неоднозначный, для раскрытия темы можно выделить не одну, а несколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми может быть реализована конкретная тема. Уже при анализе темы идея сочинения обычно выступает в качестве гипотезы, предположения. Нужно ограничить себя выбором какого-либо одного направления, в котором тема будет раскрыта, определить границы сочинения и более конкретно сформулировать идею, которая будет доказана в сочинении.Анализ сочинений по первому критерию №1 «Соответствие теме»

      Так, например, при раскрытии темы «Что толкает человека на измену?» за основу могут быть взяты разные идеи, позволяющие по-разному раскрыть данную тему. Каждая из предложенных идей сочинения может быть избрана в качестве определяющей, другие же могут стать дополнениями к ней. Учитывая возможность многоаспектного раскрытия темы сочинения, лучше всего оговорить (обосновать) выбор доминирующего направления во введении (вступлении) к работе. Это позволит избежать упреков в неполном раскрытии темы и подведет проверяющего к необходимости оценивать сочинение с той точки зрения, которая была избрана и обоснована пишущим.

 Совет четвертый.

Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в нее свои предварительные идеи. 

Составление плана сочинения

      Составление плана - один из самых сложных навыков в работе над сочинением. Для написания полноценного, логичного, аргументированного, содержательного и красивого сочинения план совершенно необходим. Отказ от плана или пренебрежение им влечет за собой появление таких недочетов, как неполнота раскрытия темы, отклонение от нее, отсутствие логичности и динамики в рассуждениях, недостаточность аргументации, неадекватность иллюстративного материала и т. д.

     Каждый пункт плана несет в себе определенную информацию, помогая сосредоточиться на определенной идее, способствует сгруппированности иллюстративного материала. План должен вобрать в себя информацию не только о том, о чем пишется сочинение (т. е. о теме), не только об основной мысли сочинения (т. е. об идее), но и о том, какова система доказательств этой мысли, к каким выводам приходит автор. 

Традиционно для сочинения рекомендуется трехчастная структура:

I. Введение (о чем буду писать, размышлять, как подам тему, как ее рассмотрю и т.п.). Обычно введение сужает тему.
II. Основная часть (собственно обоснование, доказательства идеи сочинения). Основная часть показывает навыки анализа текста, умения размышлять о прочитанном.
III. Заключение. Выводы, итоги, обобщения по теме с учетом идеи введения и результатов доказательной части (часто это «введение другими словами»).

Основная часть, в свою очередь, может включать в себя два, три и более подпунктов в зависимости от сложности темы и от творческих возможностей экзаменующегося. Сложность составления плана, однако, состоит не в знании его формы, а в умении наполнить эту форму содержанием. 

 Анализ сочинений по второму критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Совет пятый.

Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:
а) цитаты из текста (они должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;
б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);
в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения). 

Совет шестой.

Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция). 

Совет седьмой.

Подумайте сразу о вступлении и заключении (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение. 

Совет восьмой.

Еще раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите ее с тем, что задумали писать. 

Совет девятый.

Напишите вступление.

Анализ сочинений по второму критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

 

Вступление. Основная часть. Заключение.

      Введение (вступление). Вступление - это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано "выпукло", ярко. Для "надежности" можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.

       Вариантами начала вступления могут быть   

- цитата из анализируемого текста; 

- высказывание критика, суждение которого автор сочинения "с текстом в руках" решил подтвердить или опровергнуть; 

- вопрос, требующий разрешения; 

- рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы; 

- наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли пишущего.

        Аналитическое введение (анализирующее ключевое понятие темы) может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы.

      Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.
     Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которых раскладывается) эта основная идея. В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов - составляющая логической цепи развития мысли автора работы (см. работа над текстом). Впрочем, логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной.
     Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли "по нарастающей".
     Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми.

      Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова "я думаю" или "мне кажется" ("Я думаю, что Л. Толстой - великий русский писатель") лучше заменить конструкциями типа "вероятно", "думается, что", "кажется", "возможно", "может быть" и другими. Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.

      Заключение. Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а, следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения - в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.
     Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти "чистые" виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении.
     Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде.

      Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение-следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.

 Совет десятый.

Попробуйте мысленно зачеркнуть первые 2-3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их. 

Совет одиннадцатый.

Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно попробовать поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательства от противного). 

Совет двенадцатый.

Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.

Совет тринадцатый.

Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.

 Совет четырнадцатый.

Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом. 

Работа над текстом

      Начиная писать сочинение по уже продуманному плану, необходимо помнить о соразмерности всех частей работы.

      Продвигаясь от одной части к другой, необходимо следить за тем, логично ли связаны между собой отдельные части сочинения, удачны ли переходы от одной части к другой и есть ли в них те аргументы, совокупность которых составляет (или составит в конечном счете) основную идею сочинения. Доказывая идею сочинения и обосновывая ее слагаемые, необходимо постоянно помнить об иллюстративном (текстуальном) материале, о необходимости каждое свое наблюдение, мысль иллюстрировать цитатой или отсылкой к какому-либо эпизоду текста.

      Своеобразным украшением сочинения может быть эпиграф. Подобранный точно и к месту, он не только поможет настроиться на определенный эмоциональный лад, но подскажет стиль изложения и характер восприятия материала, укажет на идею сочинения, уточнит и углубит ее. В то же время отсутствие эпиграфа на оценку не влияет, от него можно отказаться.

      Итак, черновик написан, но работа еще не закончена: сочинение должно быть отредактировано, переписано и проверено.

      При проверке содержательности сочинения полезно встать на позиции проверяющего, для которого важно, чтобы работа была написана логично, мысли выражены четко и последовательно, а язык и стиль работы соответствовали бы теме и были, по возможности, оригинальны, хотя и без ложной изобретательности и ненужных ухищрений.

      Для того чтобы самостоятельно проконтролировать качество исполнения сочинения, проверяя черновой вариант своего сочинения, надо задуматься над следующими вопросами.

Проверьте:

Анализ сочинений по третьему критерию №3 «Композиция и логика рассуждения»

Соответствует ли написанное сочинение теме, которая была избрана и которая вынесена в название?

Находит ли свое отражение в тексте главная идея сочинения, отражается ли динамика ее воплощения в различных частях написанного сочинения?

Выдержана ли жанровая (композиционная) структура сочинения (введение - основная часть - заключение)?

Соразмерны ли отдельные части сочинения и логичны ли переходы от одной части к другой?

Соответствует ли язык и стиль изложения избранной теме?

Анализ сочинений по критерию №4. «Качество речи»

Достаточен ли цитатный материал, предложенный в сочинении, и грамотно ли он оформлен?

Наконец, проверить грамотность, попытаться проанализировать затруднительные случаи написания слов, обдумать стилистический строй сочинения, задуматься над структурой отдельных фраз и предложений, верно расставить знаки препинания.

Анализ сочинения по критерию №5. «Грамотность»

      Только после этого можно приступать к переписыванию чернового варианта сочинения на чистовик. И сделать это необходимо аккуратно, внимательно, не допуская ошибок, соблюдая правила оформления письменной работы. Оставшееся после переписывания время должно быть использовано на проверку и перепроверку написанного сочинения.

 Совет пятнадцатый.

Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю. 

Совет шестнадцатый.

Внимательно отнесись к знакам препинания, особенно выделительным. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.

Совет семнадцатый.

Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишется без кавычек, фамилия автора в эпиграфе без скобок, после нее точка не ставится. Стихи "в столбик" цитируются без кавычек.


Критерии оценки сочинения в школе

Подготовка к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ. Темы 18 октября 2017

Бланки к итоговому сочинению

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога