понедельник, 13 марта 2017 г.

Сочинение по тексту Солоухина "Кувшинка"

Исходный текст 
(1)Она уди­ви­лась, что я при­е­хал в Моск­ву в не­уроч­ное время, в самый раз­гар лета. (2)Я ска­зал ей, что убе­жал из де­рев­ни из-за от­лич­ной по­го­ды.
— (З)Как же так? — уди­ви­лась она. — (4)Обык­но­вен­но убе­га­ют от дождя, не­на­стья. 

(5)Мне хо­те­лось рас­ска­зать ей по по­ряд­ку о реке, полях и лугах... (6)Но ни­ка­ко­го по­ряд­ка в моей рас­тре­во­жен­ной лю­бо­вью душе не было. (7)Ва­ле­рия слу­ша­ла меня меч­та­тель­но и не­ожи­дан­но пред­ло­жи­ла:
— А по­че­му бы мне не по­ехать и не по­смот­реть на все эти пре­ле­сти при­ро­ды? 
(8)Я не мог опом­нить­ся от столь стре­ми­тель­но­го пре­тво­ре­ния сказ­ки в жизнь.
(9)Ва­ле­рия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опом­нить­ся от на­хлы­нув­ше­го сча­стья, а уж даль­ний рей­со­вый ав­то­бус уво­зил нас всё даль­ше от Моск­вы.
— (11)Ты зна­ешь, — го­во­ри­ла она, уса­жи­ва­ясь по­удоб­нее в ав­то­бус­ное крес­ло, — я ведь плов­чи­ха. (12)Я очень люблю пла­вать. (13)Я уплы­ваю в море на три- че­ты­ре часа. (14)А вашу реку за какое время можно пе­ре­плыть? (15)3а пол­ча­са или за сорок минут?..
— (16)Ви­дишь ли, Ва­ле­рия, ты, на­вер­ное, не­пра­виль­но пред­став­ля­ешь. (17)У нас в де­рев­не ма­лень­кая река, а не такая, чтобы плыть пол­ча­са по­пе­рек или хотя бы туда и об­рат­но. 
(18)Я те­перь с ужа­сом думал, как я впер­вые под­ве­ду Ва­ле­рию к нашей речке. (19)От бе­ре­га до бе­ре­га мет­ров де­сять... (20)Я по­чув­ство­вал, что на меня на­дви­га­ет­ся ка­та­стро­фа. (21)Но кув­шин­ки-то долж­ны всё равно по­нра­вить­ся. (22)На реке встре­ча­ют­ся боль­шие за­рос­ли кув­ши­нок, жёлтые хо­ро­во­ды в де­сять-два­дцать мет­ров в длину и ши­ри­ну. 
(23)0 кув­шин­ках я упо­мя­нул вскользь, до­жи­да­ясь вос­тор­жен­но­го от­но­ше­ния к ним Ва­ле­рии. (24)Она ожи­ви­лась и на­ча­ла вспо­ми­нать, но толь­ко не о жёлтых кув­шин­ках, а о белых ли­ли­ях.
— (25)Ты зна­ешь, од­на­ж­ды я пла­ва­ла на лодке по ста­ро­му руслу какой-то реки. (26)3аплы­ли в такое место, что плыть даль­ше было нель­зя, кроме как по ковру из белых ду­ши­стых лилий. (27)И эта сказ­ка дли­лась пол­ча­са, может быть, час...
(28)Так по­мерк­ли, по­гас­ли, слов­но тре­пет­ные огонь­ки, мои кув­ши­но­чьи хо­ро­во­ды. (29)Из че­ло­ве­ка счаст­ли­во­го тем, что Ва­ле­рия едет в нашу де­рев­ню, я вдруг пре­вра­тил­ся в че­ло­ве­ка не­счаст­но­го по той же самой при­чи­не.
 (30)В рас­стро­ен­ных чув­ствах я помог Ва­ле­рии опре­де­лить­ся на квар­ти­ру ста­руш­ки тёти Дарьи, а сам ско­рей пошёл домой. (31)Мне хо­те­лось остать­ся од­но­му. (32)Рас­ста­ва­ясь, я ска­зал, что мне не­здо­ро­вит­ся. (ЗЗ)Встре­тим­ся зав­тра. (34)Ва­ле­рия по­смот­ре­ла на меня и ни­че­го не ска­за­ла: зав­тра так зав­тра.  
(З5)Целый день я про­си­дел дома, а ве­че­ром не вы­дер­жал, побрёл на свою лю­би­мую кручу. (36)Вдруг мне по­ка­за­лось, что кто-то идёт. (37)Я мгно­вен­но вско­чил и уви­дел Ва­ле­рию. 
— (38)Ну вот, я знала, что ты имен­но здесь. (39)Как здо­ро­вье? (40)А я про­ве­ла чу­дес­ный день. (41)Рано утром я хо­ди­ла ку­пать­ся. (42)3наешь, там, где по­во­ра­чи­ва­ет река, а на горе сос­но­вый ле­со­чек. (43)Ни одно мор­ское ку­па­ние не при­но­си­ло мне столь­ко све­же­сти. (44)Потом хо­ди­ла за речку в луга, на­со­би­ра­ла огром­ный букет по­ле­вых цве­тов. (45)Я ви­де­ла, как цве­тут дикие маки в Сред­ней Азии. (46)Но та­ко­го раз­но­об­ра­зия цве­тов, таких неж­ней­ших от­тен­ков я себе ни­ко­гда не пред­став­ля­ла.
 (47)Она усе­лась рядом со мной. (48)По­сте­пен­но меня стал вол­но­вать какой-то как будто зна­ко­мый, не­силь­ный, но све­жий запах. (49)Я за­ме­тил: в её тяжёлых во­ло­сах спря­тал­ся зо­ло­той цве­ток кув­шин­ки. (50)После дол­гой ти­ши­ны Ва­ле­рия за­го­во­ри­ла. 
— (51)Чудак. (52)Чего ис­пу­гал­ся? (53)Может ли не оча­ро­вать такая вот ночь, такая ти­ши­на среди трав и звёзд? (54)А если не оча­ру­ет, зна­чит, ви­но­ват уж сам че­ло­век. (55)Чудак. (56)Усо­мнил­ся в мо­гу­ще­стве при­ро­ды. (57)Нужен ли бес­край­ний океан и тонны цве­тов? (58)Нет, когда цве­тов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цве­ток? (60)А если одна-един­ствен­ная тра­вин­ка? (61)Так что же, она уже не пре­крас­на? (62)Как ви­дишь, нам из целой реки, в сущ­но­сти и це­ло­го мира, по­на­до­би­лась одна-един­ствен­ная кув­шин­ка.

(По В. Со­ло­ухи­ну*) |
* Вла­ди­мир Алек­се­вич Со­ло­ухин (1924—1997 гг.) — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель и поэт, об­ще­ствен­ный де­я­тель.



Сочинение по тексту Солоухина «Кувшинка»
                В тексте Владимира Солоухина рассказывается, как влюбленный молодой человек решился показать любимой девушке красоту среднерусской природы.  Но, узнав, что Валерия (так завали девушку) уплывала в море на три-четыре часа, что плыла по реке по ковру душистых лилий и эта сказка длилась, может быть, час, испугался, что  его река, его поля и цветы не найдут отклика в душе любимой. Таким образом, можно сказать, что Владимир Солоухин рассматривает вопрос о влиянии красоты природы на человека и вопрос о том, как природа испытывает, проверяет нравственные и эстетические способности человека.
            Владимир Солоухин показывает, как меняется настроение молодого человека. От «я не мог опом­нить­ся от столь стре­ми­тель­но­го пре­тво­ре­ния сказ­ки в жизнь» до «я вдруг пре­вра­тил­ся в че­ло­ве­ка не­счаст­но­го». От страха, за свои поля и «кувшиночьи хороводы», за свою небольшую, метров десять, реку молодой человек, устроив Валерию «на квар­ти­ру ста­руш­ки тёти Дарьи», расстается с любимой до завтра.
            В финале текста оказывается, что пока молодой человек сидел дома один, Валерия «провела чудесный день»: она сама прошла по всем любимым местам героя. В волосах Валерии «спря­тал­ся зо­ло­той цве­ток кув­шин­ки».
            Таким образом, становится ясно, что опасения молодого человека были напрасны: «Чудак. Усо­мнил­ся в мо­гу­ще­стве при­ро­ды», - говорит Валерия. И в этих словах выражена позиция автора. Солоухин считает, что природа «если не оча­ру­ет, зна­чит, ви­но­ват уж сам че­ло­век».
            Для человека, способного оценить красоту природы, из «це­ло­го мира, по­на­до­би­лась одна-един­ствен­ная кув­шин­ка».
            Я согласен с тем, что могущество и красота природы могут проявляться не только в масштабах и экзотике, но и в нежнейших оттенках, в единственной кувшинке, и с тем, что человек хороший не может не откликнутся на могущество природы. Что это действительно так, подтверждают и любимые герои Льва Толстого: Наташа Ростова, любующаяся красотой ночи, и князь Андрей в знаменитой сцене с преображенным весною дубом. Могущество же экзотической природы во всех красках и запахах показано в рассказе Бунина «Братья»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога