вторник, 2 апреля 2013 г.

И. А. БУНИН. «ЦИФРЫ»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
И. А. БУНИН. «ЦИФРЫ» (1—2 часа)

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
И. А. Бунин. «Матери»
АудиоКнига
  • Глава I
  • Глава II
  • Глава III
  • Глава IV
  • Глава V
  • Глава VI
  • Глава VII
  • Тест по рассказу
  • Цели урока:
    — продолжение знакомства учащихся с творчеством И. А. Бунина;
    — повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
    — обучение анализу произведения «вслед за автором»;
    — развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.
    Форма урока: синтетический урок, включающий в себя слово учителя, сообщение учащегося,
    чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном.
    СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
    1. Слово учителя с элементами беседы (презентация при условии расширенной подачи биографического материала).
    2. Сообщение учащегося. Проза Ивана Бунина доэмигрантского периода.
    Сообщение готовится сильным учеником самостоятельно, затем материал согласовывается с учителем и пишется черновой вариант выступления, после проверки чернового варианта семиклассник пишет окончательный текст и, если есть желание и того требует материал сообщения, делает компьютерную презентацию. Таким образом, происходит постепенное обучение учащихся написанию сообщений и докладов, ведется подготовка сначала сильных учеников, затем — всего класса к созданию проекта по заданной теме.
    3. Работа с учебником. Чтение статьи «Иван Алексеевич Бунин» (с. 3—5, ч. 2).

    Беседа о прочитанном:

    — Каким вы представили себе писателя Бунина во время чтения статьи учебника? Опишите созданный вашим воображением образ.
    — Что вы можете сказать о семье писателя и его родословной?
    — Кто и как повлиял на формирование литературных способностей Ивана Бунина?
    — Можно ли утверждать, что литературные способности обычно проявляются уже в раннем детстве? Приведите примеры.
    — Почему критики называли Ивана Бунина «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»?
    — С какими писателями сблизила Бунина литературная деятельность? Как вы полагаете, почему?
    — Какое увлечение было присуще Ивану Бунину с ранних лет? Кто из отечественных писателей и поэтов рубежа XIX—XX веков был увлечен этим же?
    — Повлияло ли данное увлечение писателя на его творчество? Если да, то как и почему?
    — Как вы считаете, почему писатель тосковал в эмиграции по Родине? Знаете ли вы значение слова ностальгия? Кому обычно она присуща?
    Ностальгия (от др.-греч. vтoτos — возвращение + y s боль) — тоска по Родине; грусть о минувшем.
    — С каким другим глубинным чувством, присущим многим людям, связана ностальгия?
    Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из жизни и творчества писателей XIX—XX веков, художественных произведений.

    4. Чтение произведения.

    Рассказ И. А. Бунина «Цифры» (с. 8—17 учебника).

    5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
    — Расскажите, о чем повествуется в произведении И. А. Бунина «Цифры».
    — Какие персонажи действуют в этом рассказе? Кто они?
    — От чьего имени ведется повествование?
    — Что вы можете сказать о его возрасте, об отношении к жизни и к маленькому герою произведения?
    — Кто является главным героем рассказа «Цифры»? Как вы об этом догадались? Как зовут
    этого героя? (Главный герой — сам рассказчик, мысленно ведущий диалог с подросшим племянником. Имени его в произведении нет.)
    — Почему дядя мальчика не стал сразу «показывать цифры» племяннику? Каковы были причины переноса занятий «на завтра»?
    — К чему это привело?
    — Опишите сцену в столовой за вечерним чаем, приведшую к ссоре.
    — Как эта сцена характеризует мальчика? Нравится ли вам его поведение? Обоснуйте свой ответ.
    — Почему взрослые, на ваш взгляд, не могли справиться с шалуном? Что, по-вашему, необходимо было сделать?
    — Можете ли вы объяснить мотивы поведения мальчика? Дядя считал, что тот бегал, прыгал и
    кричал «от полноты жизни». Только ли от этого?
    — Кто был зачинщиком ссоры? Почему его трудно простить взрослым?
    — Почему взрослые постоянно перебарывают себя, стараясь не показать Жене, как они его любят, несмотря на его безобразное поведение? Правильно ли это?
    — Правильно ли, с вашей точки зрения, вели себя взрослые? Помогает ли в человеческих взаимоотношениях «метод шантажа» (бабушка)? Шантаж (фр. chantage) — запугивание путем угрозы разглашения позорящих (действительных или сфабрикованных) сведений, расправы с близкими с целью вымогательства каких-либо выгод; преступление, состоящее из подобных действий.
    — Как вы полагаете, почему мальчик Женя так страстно хотел научиться «писать цифры»? Зачем ему счет?
    — Как характеризует ребенка такая жажда знаний?
    — Почему взрослые не поняли Женю? Почему не загрузили, как вы говорите, занятиями вместо нравоучений? Порассуждайте на эту тему.
    — Что помирило дядю и племянника и почему?
    — Подумайте, какова главная мысль произведения, т. е. его идея? Для чего Бунин создал этот рассказ? Что он хотел объяснить своим читателям?

    6. Работа с учебником. Вопросы и задания на с. 18.
    7. Домашнее задание.
    Для всего класса:
    — прочитать рассказ И. А. Бунина «Лапти»; — подготовить его краткий пересказ.
    Для хорошо подготовленных учеников: — написать мини-сочинение на тему «Мои воспоминания о начале обучения... (письму, чтению, арифметике и т. д.)».
    Индивидуальные задания: — подготовка сообщений к урокам по лирике XIX—XX веков.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Архив блога