суббота, 2 ноября 2013 г.

Домашнее задание по теме "Морфемика и словообразование"

Предложенные задания помогают вспомнить необходимые вам сведения из словообразования – раздела науки о языке, изучающего законы образования слов в русском языке.

Диагностирующий тест
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10






















Практикум
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10





















Тренировочная работа
1
2
3
4
5







6
7
8
9
10







Диагностирующий тест

1.     В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) писатель, циркач, предыстория
2) глупыш, свежесть, ежевечерний
3) куда-либо, кое-как, заборчик
4) силач, вредитель, лисий
2.     В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) развесёлый, дошить, подоконник
2) утомление, прескверный, сыграть
3) подполковник, накрепко, пригород
4) сочувствие, слева, забежать
3.     В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) бездонный, всмотреться, переувлажнить
2) разбежаться, контратака, израсходовать
3) докрасна, по-русски, подснежник
4) нахлебник, сверхинтересный, подземный
4.     В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) удар, сушь, час
2) насыпь, загар, выходка
3) ширь, чернь, безбилетник
4) просека, отказ, дичь
5.     В каком ряду все слова образованы способом сложения?
1) тёмно-синий, углекоп, оргстекло, навсегда
2) дымоход, спецмашина, умалишённый, сегодня
3) пылесос, предгрозовой, сенокосилка, сейчас
4) сверхмощный, хлебозавод, сорвиголова, сталевар
6.     В каком ряду все слова являются сложносокращёнными?
1) ООН, ЦСКА, профком, белозубый
2) главк, ФСБ, спецназ, нелегал
3) МГУ, РФ, вуз, местком
4) РГПУ, светотень, РАН, юрфак
7.     В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?
1) По улице шел военный.
2) Ученик решил пример путём подстановки.
3) Школьная столовая закрылась на ремонт.
4) Из окна были видны белые облака.
8.     Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке
сказать   —   предсказать   —    ...    —   предсказательница?
1) сказание
2) предсказывать
3) предсказатель
4) предсказывание
9.     Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке 
пустой   —   пустыня   —     ...     —   пустынно?
1) опустошить
2) пустота
3) пустырь
4) пустынный
10.  В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить   —   утомить   —   утомительный   —   утомительно
2) сухой   —   сушить   —   осушить   —   осушение
3) холод   —   холодный   —   холодноватый   —   холодноватость
4) чистый   —   чистить   —   расчистка   —   расчистить 


Практикум

1.     В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) юбиляр, стряпуха, оргвыводы
2) дипломник, кое-куда, медвежий
3) баловство, свежесть, безголосый
4) пароходный, птичий, поддержка
2.     В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) внеклассный, побольше, разрыв
2) заморский, пресмешной, разбитый
3) соавтор, вызывающе, изголодаться
4) сверхприбыль, подыскать, навсегда
3.     В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) надомник, втроём, мясорубка
2) бесстыдник, нарукавник, неумный
3) подбородок, размечтаться, справа
4) утомление, бескозырка, сослуживец
4.     В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) переговоры, дурь, вред
2) зелень, рассада, чертёжник
3) навар, нелегал, размен
4) вход, запрет, порка
5.     В каком ряду все слова образованы способом сложения?
1) местком, небесно-голубой, контригра
2) профсоюз, спецкор, бомж
3) левобережный, морозостойкий, сверхзадача
4) бетономешалка, первомайский, адъютант
6.     В каком ряду нет слова, образованного бессуффиксным способом?
1) следователь, дымок, накипь
2) накопитель, бездарь, тупица
3) вновь, пододеяльник, спецназ
4) раздача, россыпь, сенокос
7.     В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом?
1) свалка, откуда, подготовка
2) выпускник, надбровье, пощипывать
3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук
4) перевод, небольшой, прикарманить
8.     В каком ряду нет слова, образованного приставочно-суффиксальным способом?
1) передача, соразмерный, очернитель
2) загривок, контратака, вдуматься
3) переименование, дисгармония, сбережения
4) надомный, досрочный, разрыдаться
9.     В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) новый   —   обновить   —   возобновить   —   возобновление
2) ум   —   разум   —   разумный   —   разумно
3) единый   —   соединить   —   соединимый   —   соединимость
4) краска   —   красить   —   окрасить   —   окрасочный   —   окраска
10.  Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке 
вода   —   водный   —     ...     —   подводник?
1) водник
2) водяной
3) подводница
4) подводный 

Тренировочная работа 

Какое слово образовано приставочным способом?
 1.Такие люди могли мечтать, но не могли править. Они разбили свои и чужие     сердца, были глупы, слабы, суетливы, истеричны.
Какое слово образовано сложением основ?
2. Ведь недаром, скажем, властитель дум Эйнштейн вдохновлялся      творчеством Достоевского. Мне приходилось разговаривать с  Р.О.Якобсоном. Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой. У него были определенные интересы в живописи.
Какое слово образовано приставочным способом?
3. Не менее удивительны и «электрические» пожары. Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмешь?
Какое слово обазовано приставочно-суффиксальным способом?
4. В первые годы занятий альпинизмом, когда сложность восхождений небольшая, этого попросту нельзя ощутить.
Какое слово образовано бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса)?
5. Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большие различия.

6. Назовите способ образования прилагательного ПОЛУПРОЗРАЧНЫЙ.

7.Определите способ образования слова ИСПЫТЫВАЮТ.

8. Назовите способ образования существительного РУКОВОДСТВО.

9. Назовите способ образования слова ОЧАРОВАНИЕ.

10.Назовите способ образования слова  ВЫНУЖДАЕТ.


КОММЕНТАРИЙ

Развитая система словообразования – характерная черта русского языка. Напомним наиболее продуктивные способы образования слов.

Приставочный способ образования

под- + писать = подписать
бес- + порядок = беспорядок
не- + веселый = невеселый

Суффиксальный способ образования

стол + -ов = столовый
слабый + -ость = слабость
рассказ + -чик = рассказчик
Необходимо обратить внимание на то, что при данном способе иногда в момент образования нового слова происходит отсечение части основы производящего слова. Чаще всего это явление наблюдается при образовании от глаголов.
заготовить + –к– = заготовка
Внимательно анализируя морфемный состав слова заготовка (значение которого в самом общем виде можно сформулировать как «нечто, получившееся в результате действия «заготовить»), мы видим, что при образовании его от глагола заготовить «куда-то исчез» суффикс –и–. Именно это явление мы и называем «усечением части производящей основы». Обращаем ваше внимание на то, что может происходить усечение как всего суффикса производящего инфинитива:
пилить + –щик = пильщик,
так и его части:
зимовать + –щик = зимовщик.
Анализируя же морфемный состав производного слова зимовщик, вы должны понимать, что это слово состоит из корня –зим– , глагольного суффикса –ова– (точнее, его усеченного варианта –ов–), суффикса –щик–, обоначающего лицо – производителя действия, и нулевого окончания.

Бессуффиксный способ образования

Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной, то есть производящей основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием –ть отбрасывается:
насыпать — насыпь
просекать — просека
загорать — загар.
При этом следует рассуждать примерно так: загар – это то, что получилось в результате действия «загорать»; насыпь – это то, что получилось в результате действия «насыпать». Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных:
глубокий — глубь
гладкий — гладь
интеллектуальный — интеллектуал.
Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса:
дикий — дичь
тихий — тишь
сухой — сушь.
При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч, х//ш и др. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.

Приставочно-суффиксальный способ образования

Наиболее сложным для определения является именно этот способ, который заключается в том, что к исходной основе одновременно добавляется приставка и суффикс.
без- + дар + -н(ый)   —   бездарный
под- + слеп(ой) + -оват(ый)   —   подслеповатый
по- + нов(ый) + -ому   —   по-новому
в- + пятер(о) + -ом   —   впятером
при- + пе(ть) + -ва(ть)   —   припевать.
Обратите внимание, что очень часто при таком способе образования новое слово возникает на базе сочетания существительного с предлогом:
подснежник   —   под снегом
настольный   —   на столе
заречье   —  за рекой.
При этом бывшие предлоги становятся приставками.

Сложение

Сложение – распространенный способ образования, в результате которого появляются сложные слова. Сложение бывает нескольких видов:
1) без соединительной гласной
плащ + палатка   —  плащ-палатка
сего дня   —  сегодня
сей час   —  сейчас.
2) с соединительной гласной
свет + тень   —   светотень
ярк(ий) + зелёный   —  ярко-зелёный
грязь + лечебница   —  грязелечебница.
3) сложение с одновременным присоединением суффикса
глин(о) + о + меша(ть) + -лк(а)   —   глиномешалка
лев(ый) + о + берег + -н(ый)   —   левобережный
нов(ый) + о + год + -н(ий)   —   новогодний.
4) аббревиация (образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде)
профком   —   профсоюзный комитет (результат объединения начальных частей производящих основ)
оргстекло   —   органическое стекло
(объединение начального элемента одного слова с другим словом)
завбазой   —   заведующий базой
(объединение начального элемента одного слова с падежной формой другого слова)
ОРТ   —   Общественное Российское телевидение
(сложение названий начальных букв в производящих основах).

Переход слов одной части речи в другую

Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.
Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
ПРИМЕРЫ
1.     Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак.
Рядовой из соседней части – существительное, обозначает лицо.
2.     Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете.
Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.
3.     Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия.
Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.
4.     Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие.
Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.
5.     Что он показал? – местоимение, указывает на предмет.
Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного предложения.
6.     Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество.
Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.
Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость   —   глупый); влево от левый (влево   —   левый).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль   —   болеть   —   болезнь   —   болезненный.
Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.
Неисполнительность   —   исполнительность   —   исполнительн(ый)   —   исполнитель   —   исполни(ть)   —   полн(ый)
Переоснащение   —   оснащение   —   оснастить   —   снасти
Примирительница   —   примиритель   —   примирить   —   мирить   —   мир.
Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.
Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:
свет   —   свеча   —   освещение (т//ч//щ)
ситец   —   ситчик (ц//ч)
любить   —   люблю (б//бл)
воздух   —   воздушный (х//ш)
водить   —   вожу   —   вождение (д//ж//жд)
бросить   —   брошу (с//ш).
Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:
загорать   —   загар (о//а)
вытирать   —   вытер (и//е)
вырасти   —   вырос   —   выращивать (а//о, ст//с//щ).
В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:
рот   —   рта (о//0)
огурец   —   огурца (
е//0)
глазок   —   глазка (
о//0)
кусочек   —   кусочка (
е//0)
оторвать   —   отрыв (
о//0).
Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:
золото   —   златокудрый (оло//ла)
город   —   градостроитель (
оро//ра)
молоко   —   млечный (
оло//ле)
берег   —   прибрежный (
ере//ре). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога