пятница, 22 февраля 2013 г.

Урок по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Урок по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"
Цель урока:
  • познакомить учащихся с произведением;
  • помочь понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрыть её основной конфликт;
  • формировать навыки самостоятельного анализа текста.



Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!
М. Ю. Лермонтов
Слово учителя.
Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с драмой М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Эту пьесу автор считал «самым значительным драматическим произведением, которое он счёл достойным обнародования».
Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питала его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «И скучно и грустно», «Пророк», поэма «Мцыри», драма «Маскарад»).
К началу работы над «Маскарадом» (1835 - 1836) Лермонтов очень хорошо изучил петербургский свет, и свои впечатления в известной мере отразил в произведении. Михаил Юрьевич «трижды продавал «Маскарад» в драматическую цензуру и дважды переделывал, чтобы увидеть его на сцене, но все редакции драмы были запрещены». «Я не понимаю, как автор мог допустить такой резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардтов», - писал с возмущением в своём докладе о «Маскараде» цензор Ольдекоп.

Историческая справка.

Славившиеся в ту пору вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта посещались не только столичной знатью, но также членами царской фамилии во главе с императором. Не удивительно, что драма «Маскарад» была встречена Третьим отделением как дерзкий вызов великосветскому, придворному Петербургу.

Краткая сценическая история драмы «маскарад».

Драма Лермонтова так и не увидела света рампы при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Полностью «Маскарад» вышел в свет лишь в 1873 году в Собрании сочинений М. Лермонтова.
Слово учителя.
Название пьесы символично: вся жизнь персонажей - это «пёстрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад». «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души, ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
Были предположения, что в «Маскараде» «изображено реальное происшествие». А следы знакомства Лермонтова с конкретными лицами, типичными для столичного «общества» можно «отыскать в некоторых персонажах «Маскарада». Арбенин - одержимый карточной игрой писатель Н. Ф. Павлов (1803 - 1864), композитор А. А. Алябьев (1787 - 1850), нечистый на руку игрок граф Ф. И. Толстой («Американец») (1782 - 1846)».

Вопросы.

Скажите, пожалуйста, каковы основные мотивы пьесы?
А с каким произведением, в котором автор обращается к теме карточной игры, мы с вами хорошо знакомы?
Какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова?



Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева - Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича). Карточная игра, костюмированные балы, которые проводились всегда с обязательной интригой, - распространённые увлечения современной Лермонтову дворянской молодёжи - стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта основывается сюжет драмы. Но не следует умалять и их символическое значение.
Итак, мы продолжаем тему маскарада и тему карточной игры. Именно со сцены в игорном доме, где царствует «зелёное сукно», и начинается действие в «Маскараде» - драме по-юношески «дерзкой и в то же время зрело-горькой», лучшей изо всех творений Лермонтова.

Работа по выявлению восприятия.

С кем и при каких обстоятельствах мы знакомимся, открывая первые страницы драмы?
О ком это: «Портрет хорош, - оригинал-то скверен!»?
Кому принадлежат эти слова?
При каких обстоятельствах встречаются Арбенин и князь Звездич?
Слово учителя.

Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь - Николай I.

Историческая справка

Энгельгардт Василий Васильевич (1785 - 1837) - полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С. Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своём доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны.
Какую вы заметили связь между поведением Арбенина на балу и изученными ранее стихотворениями «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «И скучно и грустно» и др.?
Найдите подтверждения этим словам в тексте драмы. (Сцена II, действие I.)
(Арбенин.

Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердцу холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой.)
Слово учителя.
Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл. По мысли Лермонтова, маскарад - это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление. И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти. А что же такое маскарад?
Справка из толкового словаря.
МАСКАРАД - бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.


«Звездич и маска». (Действие I, сцена II, выходы 5 и 6.)



Почему баронесса не призналась Звездичу в любви без маски?
Слово учителя.
Вот какие слова (а мы их сегодня уже слышали) по этому поводу Лермонтов вложил в уста Арбенину:
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
Сейчас нам с вами предстоит просмотреть ещё одну сцену, а затем вы постараетесь ответить на такой вопрос: «Почему князь Звездич так себя ведёт по отношению к Нине?»

«Звездич и Нина». (Действие II, сцена I, выход 2.)

В воздухе уже чувствуется напряжённость, опасность. И что же дальше? Как разворачиваются события?

«Баронесса и Шприх». (Действие II, сцена I, выход 7.)

Баронесса намекнула, и Шприх принялся за дело.
Так что же сделал Шприх?
Как поступил Арбенин со Звездичем?
Каковы были ответные действия Звездича?

«Нина и Арбенин». (Действие II, сцена III, выход 5.)

Арбенин «наделён мятежным духом, умом, сильной волей». Узнав о том, что жена принимала участие в маскараде, он устраивает скандал, потому что прекрасно знает нравы и обычаи светского общества.

«Нина и Арбенин на балу». (Действие III, сцена I, выход 4.)

План мести созрел, и Арбенин готов его осуществить. Уверив себя в виновности жены, Евгений «сам вершит суд и казнь, уничтожая то, что составляло смысл его жизни». Судьба Нины становится мерилом моральной правоты Арбенина.
Лермонтовский герой связан со светским обществом рождением и воспитанием, и напрасны его стремления к независимости и свободе. Евгений живёт по законам общества, которое считает порочным, и, пытаясь защитить свою честь, сам становится злодеем. Арбенин - это и «жертва», и «палач»: он не только страдает, но и несёт страдания другим.

 «Развязка». (Действие IV, сцена I, выход 8.)

Какую роль сыграл Неизвестный?
Кто виноват в смерти Нины?


  • Почему драма называется «Маскарад»?

Итог урока.

А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?

2 комментария:


  1. --------------------
    После первого слова в этой цитате ("вот") запятая не нужна.
    Далее должны быть такие стихи: "И если маскою черты УТАЕНЫ,// То маску с чувств снимают смело".
    "УТАЕНЫ", а не "УЖАСНЫ", как у вас!
    Лишняя запятая говорит о безграмотности, а способ цитирования - о наплевательском отношении.
    Татьяна Сошенкова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен!
      Исправляю.
      Выше - правильное цитирование.
      Недоглядел

      Удалить

Архив блога