русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

вторник, 23 октября 2012 г.

"Черная курица". Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание


Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание
      I. Проверка домашнего задания
      Словарная работа
     
      Комментарии
      Приезд его возвестила учительша. Возвестила — сообщила о приезде; учительша — жена учителя.
      Извозчичьи сани — сани, которыми управлял извозчик.
      Учительша начала приседать в ожидании столь почтенного гостя — по правилам этикета того времени, дамы должны были приседать в глубоком реверансе в знак приветствия.
      Шлем пернатый — шлем, украшенный перьями.
      Десерт — сладкое блюдо.
      Бергамот — здесь: сорт сочных сладких груш.
      Бекеша — мужское пальто в талию со сборками.
      Околыш (околышек) — часть головного убора, ободок, непосредственно облегающий голову.
      Сон его преодолел — сейчас мы говорим сон одолел.
      Я своего платья теперь не сыщу. Платье — в старину любая верхняя одежда; не сыщу — не найду, однокоренные слова — искать, ищу, сыщик.
      Шандал — большой подсвечник.
      Изразцы — плитки из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытые с лицевой стороны глазурью.
      Нарисованы были синей муравой люди и звери. Мурава — состав, которым поливают глиняную посуду и изразцы; синоним — полива.
      Кровать с белыми кисейными занавесками. Кисейный — сделанный из кисеи, прозрачной тонкой ткани.
      В минеральном кабинете — в кабинете минералогии, где собраны различные минералы. В XVIII в. большое внимание уделялось изучению минералов, полезных ископаемых.
      Ростом не более как с пол-аршина. Аршин — русская мера длины, равная 0,71 м.
      Мантия — широкая длинная одежда в виде плаща.
      Шлейф — волочащийся сзади удлиненный подол платья.
      В пунцовых платьях — в ярко-красных одеждах.
      Сколь до Алеши ни было лестно — как бы ни было Алеше приятно.
      Ему казалось неучтивым — ему казалось невежливым.
      Изъявляя признательность — выражая признательность, благодаря.
      Яхонт — старинное название рубинов или сапфиров.
      Завтра начнутся классы, а я еще не успел выучить всех своих уроков. Классами в то время назывались занятия в классе с учителем, т. е. то, что мы сейчас называем словом уроки. Уроками в то время назывались домашние задания; например, исторический урок — это домашнее задание по истории.

      II. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

      Краткий пересказ
   
      — Когда перед нами стоит задача сделать краткий пересказ, это значит, что мы должны выделить и пересказать сюжет произведения. Как вы понимаете, что такое сюжет?
     
      Литературоведческое определение запишем, оно дано в учебнике, в «Кратком словаре литературоведческих терминов»:
      Сюжет — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
 
      Вот, например, мы читаем о том, что учитель и учительша ждали важного гостя и потому кухарке Трине был дан приказ зарезать черную курицу. Этот факт имеет отношение к развитию сюжета. А вот рассказ о том, какие яства были приготовлены к приезду директора и как была украшена прическа учительши, к развитию действия отношения не имеет, это ответвление, которое при кратком пересказе мы опускаем.
      — Приведите еще примеры таких ответвлений.
      Можно вспомнить описание забора из барочных досок с круглыми дырочками, в которые подолгу смотрел Алеша.
      — Зачем же нужны такие ответвления? Для чего автор вставляет подобные описания в сказку?
      Благодаря этим описаниям мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.
      — Если бы вам предложили представить сюжет этой сказки в виде узора, каким был бы этот узор?
     Причудливый сюжет.
      Посмотрим, как в этой сказке сочетаются фантастические и достоверно-реальные элементы.
      — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?
      — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?
      — Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

      Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
      Учебник предлагает для обсуждения вопрос, который поможет четко прочертить грань между народной и литературной сказками (вопрос 6, с. 152):
      — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
      В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

      III. Нравоучительное содержание сказки

      Выразительное чтение
      Следующий отрывок сказки до слов: «Увы! бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 140—147)
      — Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?
     Найдем абзацы, в которых рассказывается об изменениях Алешиного нрава.
      1) «Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос его говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда» (с. 140).
      2) «Сначала он очень о том [об отсутствии Чернушки] горевал, но потом успокоился мыслию, что она, вероятно, занята важными делами по своему званию. Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал» (с. 141).
      3) «Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился, из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным» (с. 141).
      4) «Притом Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав» (с. 142).
      — Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши?
      — Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“»(с. 142).
      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147—151).
      Приготовиться объяснить свое понимание выделенных наставлений.

Антоний Погорельский: страницы биографии.


АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ

Антоний Погорельский: страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
      I. Антоний Погорельский: страницы биографии

      В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
      Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...
      — Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?
      Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
      Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
      Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

      Проверочные вопросы
   
      — Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?
      — Как вы понимаете, что такое пансион!
      — Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?
      — Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?
      — Что такое псевдоним!
      — Какой псевдоним взял себе Перовский?
      — Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

      II. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
      Комментированное чтение
      Читаем по учебнику до слов: «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 110)
      Комментарии
      В Первой линии — на Васильевском острове улицы, пересекающие остров в длину, называются проспектами, в ширину — линиями.
      Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою — канавами в Петербурге тогда часто называли, каналы.
      Поговорю с вами пространнее — поговорю подробнее.
      Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье — сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом; верхнее жилье — комнаты на втором этаже.
      И все его любили и ласкали. Ласкали — ласково, по-доброму разговаривали (стоит пояснить потому, что сейчас даже среди детей часто встречается иное понимание этого слова).
      Особливо — особенно.
      И библиотека, которою пользовался Алеша, большею частию состояла из книг сего рода — т. е. из рыцарских романов и волшебных повестей.
      Деяния славнейших рыцарей. Деяния — подвиги, знаменитые поступки.
      В вакантное время — в дни каникул; вакации — каникулы.
      Из барочных досок — из досок, которыми когда-то были обшиты барки (деревянные баржи). Доски прибивали к корпусу, т. е. обшивали днище барки с помощью деревянных гвоздей (железные в воде начали бы ржаветь).
      Ворота и калитка, кои вели в переулок. Кои — которые.
      Талисман — по суеверным представлениям, предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.
      Экспозиция закончена.

      Комментарии
      Читаем до слов: «Но делать было нечего: надлежало дожидаться, пока кончится обед!» (с. 125).
      И вощили красного дерева столы и комоды — в то время деревянные полы не красили, мебель не покрывали лаком, а натирали воском — вощили, чтобы полы и мебель блестели и не портились.
      Провизия — продукты.
      Киевское варенье — ягоды, сваренные в Киеве, считались особенным лакомством.
      Нарочно купленные шесть восковых свечей — если специально для важного случая покупали шесть свечей из воска, которые были достаточно дорогими, то это значило, что в другое время в пансионе использовались дешевые сальные свечи, которые при горении часто давали неприятный запах.
      Явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя — учитель по немецкой моде того времени носил на голове прическу (или парик) с буклями(т. е. локонами, завитыми прядями волос) по бокам, на макушке — тупей (взбитый хохол), сзади — коса.
      Шиньон — накладные волосы.
      Взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов — парикмахер сделал жене учителя прическу по моде того времени — высокую, пышно взбитую, обильно украшенную цветами.
      По окончании головного убора — когда парикмахер закончил убирать, т. е. украшать, прическу жены учителя.
      Салоп — широкое женское пальто.
      Возымел он к ней ужас и отвращение. Поясним с помощью подбора синонимов для детей слововозымел — почувствовал, ощутил, стал питать.
      Умильно — нежно, приятно; льстиво, угодливо.
      Империал — (устаревшее) во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. — в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота.
      Кушак — пояс.

      Домашнее задание
      Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал еще ни одного слова!»(с. 140), выписывая в тетрадь непонятные слова и выражения.
      Подготовить краткий пересказ этого отрывка.

четверг, 18 октября 2012 г.

Василий Андреевич Жуковский


Василий Андреевич Жуковский
Романтическая лирика начала XIX века.
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка.
Отношение романтика к слову. «Море»

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
И внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А. С. Пушкин. К портрету Жуковского

О гений сладостный земли моей родной!
В. С. Соловьев. Родина русской поэзии

I. Романтическая лирика начала XIX века
Специфика русской лирики начала XIX века по разделам статьи учебника («Прекрасное начало», «Гражданская страсть», «Звезды плеяды», «Вещая душа», «Дары жизни»), чтения стихотворений поэтов пушкинской поры и их последователей. В центре урока — изучение жизни и творчества Жуковского и обучение анализу его стихотворений.
II. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор)

 В. А. Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 года и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы. 
В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание личным переживаниям, утверждая, что счастье человека — в его душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений включает слова и выражения разговорного стиля. Поэт разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.

Неразделенной любви В. А. Жуковского к М. А. Протасовой посвященны: «Песня» («Мой друг, хранитель, ангел мой...»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др.

1. Раннее творчество (до 1808 года)
На лирику поэта повлиял сентиментализм Карамзина.
Для ранних стихов Жуковского характерен элегический колорит, тоска по несбывшимся надеждам.
Элегия «Сельское кладбище», дуэт Полины и Лизы из I акта «Пиковой дамы» Чайковского (фрагмент стихотворения Жуковского «Вечер»).

В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не природу, а свои ощущения от ее образов. Пейзаж сливается с переживаниями лирического «я», наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком. Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли поэта, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свой духовный мир. Однако в реальном мире правит сознание косного
общества, что рождает противоречия между личностью и социумом. В творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества.
Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого идеального мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя служению прекрасному и возвышенному.

2. Романтические искания (1808—1830)
Этот период связан с романтическими идейно-художественными исканиями поэта.
Известно, что, получив отказ Екатерины Афанасьевны, матери Машеньки Протасовой, на брак с ее дочерью и запрет на выражение своих чувств, Жуковский в чине поручика московского ополчения направляется в действующую армию, принимает участие в военных действиях против Наполеона и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении. Впечатления от увиденного легли в основу стихотворения «Певец во стане русских воинов».

Понятие о простом предложении и его видах


Понятие о простом предложении и его видах
      Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
      
      В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
      Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их. Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов).
      Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют: а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).
      Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д. Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков);Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

      По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательныеи невосклицательныеВосклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией. Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
      Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

      По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член. Например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

      По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут бытьраспространенными и нераспространеннымиРаспространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например:  сладка печаль моя ! (Бунин). Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пустабезумна и бездонна! (Блок).
      В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные инеполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.
      Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.

среда, 17 октября 2012 г.

среда, 10 октября 2012 г.

Тестовые задания по теме "Причастие"


Тестовые задания
1. В каком ряду все слова являются причастиями?      а) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
      б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
      в) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
      г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
      Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.
      а) 2
      б) 3
      в) 4
      г) 5
3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?      а) закрутить — закрутивший
      б) решать — решенный
      в) возвращаться — возвращающийся
      г) изучать — изучавший
4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?      а) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени
      б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени
      в) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени
      г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.
5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?
      В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенногодома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

      а) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением
      б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением
      в) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением
      г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением

Задания по теме "Причастие"


Упр. 121. Прочитайте текст и выполните задания.
      Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт)

      1. Найдите в тексте причастия.
      2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
      3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
      4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.
      5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упр. 122. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий. Выделите суффиксы причастий.
      Писать, строить, подойти, отбросить, обидеть, встречаться, устраиваться, посеять.

Причастие и его грамматические признаки (школа)


Причастие и его грамматические признаки
      Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола и признаки прилагательного. Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др.
 
Свойства глагола    
Причастие образуется от глагола и имеет следующие его свойства:
   1) вид несовершенный и совершенный: горящий (несов. от гореть); сгоревший (сов. от сгореть);
      2) время — настоящее и прошедшее: горящий (наст.), горевший, сгоревший (прош.);
      3) может быть возвратным: поднимающийся, поднимавшийся дым.
Свойства прилагательного
      Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой?, называя признак предмета, связанный с действием, и имеет следующие свойства прилагательного: изменяется по числам, падежам (и родам — в единственном числе) для связи (согласования) с существительным, от которого зависит: горящий лес, горящего леса и т. д.; горящие сосны, кусты; горящая сосна, горящей сосны и т. д.
      По значению и форме причастия делятся на действительные и страдательные.
Действительное причастие — причастие, обозначающее признак предмета, который сам производит действие: говорящий попугай, упавший мяч. (Морфология, «Причастие и… кентавры»
      Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам что-то делает или делал. Например: 1) батальон, атакующий противника (атакующий — действительное причастие настоящего времени; тот, кто сам атакует); 2) батальон, атаковавший противника(атаковавший — действительное причастие прошедшего времени; тот, кто сам атаковал).
      Действительные причастия образуются как от переходных, так и от непереходных глаголов с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-)(в настоящем времени); -вш- (-ш-) (в прошедшем времени).
Страдательное причастие — причастие, обозначающее признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета: задача, решаемая учеником; картина, написанная мастером. (Морфология, «Причастие и… кентавры»). 
      Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено чье-либо действие. Например: 1) противник, атакуемый батальоном (атакуемый — страдательное причастие настоящего времени; тот, кого атакуют); 2) противник, атакованный батальоном (атакованный — страдательное причастие прошедшего времени; тот, кого атаковали).
      Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов с помощью суффиксов -ем- (-ом-), -им- (в настоящем времени); -ни-, -енн-, -т- (в прошедшем времени).
      Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. Например: скошенная трава — трава скошена.

Морфологический разбор причастия
      Порядок разбора
      I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано. Начальная форма — именительный падеж единственного числа мужского рода.
      II. Морфологические признаки.
      Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.
      Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (для страдательных), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род.
      III. Синтаксическая роль.
      Образец разбора
      В пустующей3 комнате стены были оклеены3 старыми обоями.
     
 I. Оклеены — причастие (обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос каковы?). Н. ф. — оклеенный. Образ. от глаг.оклеить.
      II. Постоянные признаки — страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; непостоянные признаки — крат. ф., мн. ч.
      III. Стены (были каковы?) были оклеены (причастие входит в состав сказуемого).

      I. Пустующей — причастие (обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?). Н. ф. — пустующий, образ. от глаг.пустовать.
      II. Постоянные признаки — действит., наст. вр., несов. в., невозвр.; непостоянные признаки — полн. ф., предл. п., ед. ч., ж. р.
      III. В комнате (какой?)(определение).

Причастие (по Литневской)


Причастие
Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи (эта точка зрения отражена в комплексе 2 и в последних изданиях комплекса 1), в других — особой формой глагола (эта точка зрения отражена в комплексе 3 и в более ранних изданиях комплекса 1). В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую, неспрягаемую форму глагола.
Причастие — это особая форма глагола со следующими признаками:
1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий, что делавший?, что сделавший?.
2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.
К признакам глагола относятся
— вид (СВ и НСВ),
— переходность (признак актуален для действительных причастий! Подумайте!),
— возвратность,
— время (настоящее и прошедшее).
— залог (действительный и страдательный).
В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.: Рабочие строят дом — Дом строится рабочими) — см. возвратность глагола.
К признакам прилагательного относятся
— род,
— число,
— падеж (у полных причастий),
— полнота / краткость (только у страдательных причастий).
3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия — только частью сказуемого).

Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола
Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.
Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.
Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени — ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,
переходные глаголы НСВ имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный),
непереходные глаголы НСВ имеют 2 причастия — действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший),
переходные глаголы СВ также имеют 2 причастия — действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).
непереходные глаголы СВ имеют только 1 причастную форму — действительное причастие прошедшего времени (проспавший).

Действительные причастия
Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, читающий книгу.
Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью суффиксов
-ущ-(-ющ-) для глаголов I спряжения: бег-ущ-ий, бега-ющ-ий,
-ащ-(-ящ-) для глаголов II спряжения: леж-ащ-ий, сто-ящ-ий.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
-вш- для глаголов с основой, заканчивающейся на гласный: чита-вш-ий,
-ш- для глаголов с основой на согласный: нес-ш-ий.
Глаголы могут образовывать действительные причастия прошедшего времени от другой основы:
- некоторые глаголы на -сти (вести, обрести) образуют рассматриваемые причастия от основы настоящего/простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обретший (основа будущего времени обрет-ут, основа прошедшего — обре-ла), ведший;
- глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий.
У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший, причем выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведенным правилом.

Страдательные причастия
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса
-ем- (иногда -ом) для глаголов I спряжения: чита-ем-ый, вед-ом-ый,
-им- для глаголов II спряжения: хран-им-ый.
Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголов руководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом).
Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.
Страдательное причастие настоящего времени у глагола давать образуется от особой основы (даваj-ем-ый).
Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия: двигаемый и движимый.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
-н(н)- от глаголов на -ать, -ять и -еть: прочита-нн-ый,
-ен(н)- от основ на согласный и -ить: унес-енн-ый, построенный,
-т- от основ на -нуть, -оть, -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый.
Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголов полюбить, искать, брать.
У некоторых глаголов на -сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведенный, обретенный, спряденный, украденный.
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошо прода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые) / продава-вш-ие-ся книги.
Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо — письмо написано мною. Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого.

Причастия и отглагольные прилагательные
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- — прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т.к. СВ).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:
непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),
непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Морфологический разбор причастия
Существует несколько способов морфологического разбора причастия, зависящих от того, считается ли причастие формой глагола или самостоятельной частью речи.
Разбирая причастие как форму глагола, логично все имеющие отношение именно к причастию признаки описать как непостоянные; таким образом, в непостоянных признаках должны быть указаны следующие: в форме причастия, настоящего / прошедшего времени, действительного / страдательного залога, полной / краткой форме (для страдательных), род, число, падеж (для полных).
Однако во всех школьных учебниках, в том числе в тех, которые описывают причастие как особую форму глагола (комплекс 3, предыдущие издания комплекса 1), приведена схема разбора причастия, соответствующая пониманию причастия как самостоятельной части речи. Если считать причастие самостоятельной частью речи, то действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени будут отдельными словами, а не формами одного и того же слова. Так, читающий, читавший, читаемый и читанный будут признаны 4 самостоятельными словами. Исходя из этой логики, предлагается следующая схема разбора причастия:
1. Причастие. Начальная форма — И. п. муж. рода ед. числа.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
— вид,
— возвратность,
— действительное / страдательное,
— время;
б) непостоянные: в форме причастия
— полное / краткое (только для страдательных),
— род (в ед. числе),
— число,
— падеж (для полных).
3. Синтаксическая роль в предложении.
Именно такая схема предложена в комплексе 3; в комплексе 1 схема аналогичная за вычетом признака возвратности. В комплексе 2 в разряд постоянных признаков отнесена также почему-то полная / краткая форма.

Приведем образец разбора причастия как формы глагола и как самостоятельной части речи.

Вертящаяся стеклянная дверь с медными пароходными поручнями втолкнула его в большой вестибюль из розового мрамора. В заземленном лифте помещалось бюро справок. Оттуда выглядывало смеющееся женское лицо (И. Ильф и Е. Петров).

Разбор причастия как формы глагола:
вертящаяся — глагол, нач. форма вертеться;
пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);
непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;
синт. роль: определение.

заземленном — глагол, нач. форма заземлить;
пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;
непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. вр., полн. форма, муж. рода, ед. числа, П. п.;
синт. роль: определение.

смеющееся — глагол, нач. форма смеяться;
пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр;
непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;
синт. роль: определение.

Разбор причастия как самостоятельной части речи:
вертящаяся — прич., нач. форма вертящийся;
пост. признаки: возвр., НСВ, действительное, наст времени;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.

заземленном — прич., нач. форма заземленный;
пост. признаки: невозвр., СВ, страдательное, прош. времени;
непост. признаки: в полн. форме, муж. роде, ед. числе, П. п.;
синт. роль: определение.

смеющееся — прич., нач. форма смеющийся;
пост. признаки: возвр., НСВ, действит., наст. времени;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.

Баллада В. А. Жуковского «Кубок».


Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады
   

      Баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарном материале.


  — Кто главные герои баллады?
  — Перескажите кратко содержание баллады. Какие поступки совершают герои баллады?
 — Что увидел паж в морской пучине? Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?
  — Как вы относитесь к поступкам героев?
  — Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре. Когда герои проявляют эти качества?
      
Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
 Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море. 
Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
   
       Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили? (7-й вопрос учебника, с. 86.)
   
      — Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?

      Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки.
   

Подготовка к выразительному чтению баллады
      — Какие интонации вы будете использовать при чтении баллады?
   
      При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение баллады В. А. Жуковского «Кубок».
      Прочитать статью учебника «Из истории создания баллады „Кубок“» (с. 85). Выучить определение баллады.
   
      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о балладах Жуковского.
      Нарисовать иллюстрации к балладе «Кубок».

Жуковский. «Спящая царевна». 5 класс. Практикум

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
      
Практикум

Биография Жуковского. Дополнение к учебнику 5 класса

Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.
      Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости.

Ломоносов о русском языке


Высказывание М.В. Ломоносова о русском языке из «Российской грамматики»:

«Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпан ским языком с Богом, французским — с друзьями, немец ким — с неприятельми, италианским — с женским полом го ворить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со все ми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем велико лепие ишпанского, живость французского, крепость немецко го, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Комментированное чтение по строфам.

Историческо-культурные события XVIII века


1682—1725 — правление Петра I — Петра Великого.
1700—1721 — Северная война.
1703 — основание Санкт-Петербурга.
1721 — провозглашение России империей.
1722 — издание Табели о рангах.
1725 — учреждение Академии наук.
1730—1740 — правление Анны Иоанновны.
1741—1761 — правление Елизаветы Петровны.
1755 — учреждение Московского университета.
1757 — учреждение Академии художеств.
1762—1796 — правление Екатерины II.
1762 — выпуск Манифеста о вольности дворянства.
1773—1775 — восстание под предводительством Е. И. Пугачева.
1790 — взятие Измаила.
1796—1801 — правление Павла I.
1799 — итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова.
— Каких авторов этого века вы помните? Какие произведения вы изучали?
35

вторник, 2 октября 2012 г.

Архив блога