воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Поэты XIX века. 6 класс


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. Поэты XIX века
II. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»  Сразу можно определить размер стиха: чередование четырехстопного и трехстопного ямба. — Какое ощущение создает у слушателя изменение длины строки (количества стоп в строках)? — Если вы вспоминаете о лучших днях весны, какие картины вы представляете? Совпадает ли при этом ваше настроение с настроением, которое хотел передать нам Баратынский? — Что особенно восхищает поэта? Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.
— Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни? Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения. Можно вспомнить фетовское: «...Как свеж и чист твой вылетает май!», «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор».
— Какие художественные приемы использует поэт?
Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»
Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».
Метафоры: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»
Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну. Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе: Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!.. 
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» или стихотворения А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» или Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» и «Посмотри — какая мгла...». Также можно подобрать другие стихотворения этих поэтов.
ВОПРОСЫ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ (можно ответить письменно)
Самостоятельная работа 
      — Понаблюдайте самостоятельно над текстом этого стихотворения. Потом обсудим, что интересного вы в нем заметите. Свои наблюдения записывайте в тетради.
      Опорные пункты наблюдения:
      настроение;
      картины, которые рисует автор;
      олицетворение;
      эпитеты;
      роль глаголов;
      размер, строфа, рифмовка.

Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...»Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе
         — Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Я. П. Полонского?
      Возможны две ассоциации: «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Неохотно и несмело...» Ф. И. Тютчева. С лермонтовским стихотворением общими будут образы скалы-утеса и туч, с тютчевским — образ грозы.
      — На прошлом занятии мы повторили все размеры стиха. Каким размером написано это стихотворение?      Четырехстопный ямб.
      Прочитаем стихотворение еще раз.
      — Какая картина предстает перед вами?
      Перед глазами предстает романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.
      — Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину?
      Вспомните, что такое олицетворение.
      — Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?
      Глаголы в основном обозначают движение туч: тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула. С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.
      Таким образом, в стихотворении выражено настроение тревоги, беспокойства, соперничества.
      — Разобьем стихотворение на четверостишия. На основании чего вы разделили стихотворение?
      Основанием для разделения стихотворения на четверостишия будет рифма.
      — Определите вид рифмовки в каждом четверостишии.
      — Почему, по вашему мнению, после трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой?
      Изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.
      По драматическому переживанию (не по сюжету) этому стихотворению близка картина М. Н. Воробьева «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника» (1842, ГТГ).
            Вернемся к нашим литературным ассоциациям.
      В стихотворении Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», как и у М. Ю. Лермонтова в «Утесе», мы видим не реальную природу, а аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений. В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...» изображаются не отношения людей, а именно изменения природы перед грозой такими, какими они бывают на самом деле, но автор воспринимает природу через призму своих чувств.
      Читаем вновь текст стихотворения, затем его интерпретацию в учебнике.
      — Мы знаем, что в поэтическом произведении каждый человек видит свои образы и единого восприятия одного и того же произведения не существует. Близко ли ваше видение стихотворения Я. П. Полонского к интерпретации, с которой вы познакомились?

      II. «Посмотри — какая мгла...»
      — Понаблюдайте самостоятельно над текстом этого стихотворения.
      Опорные пункты наблюдения:
      настроение;
      картины, которые рисует автор;
      олицетворение;
      эпитеты;
      роль глаголов;
      размер, строфа, рифмовка.

      — Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?
      В начальных пяти строках мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой. В следующих пяти строках — месяц в сизых тучах.
      — Какие слова передают мглу долин? Какова роль эпитетов в этом стихотворении?
      Впечатление от вида на долины автору помогают передать наречие тускло и эпитеты: прозрачной дымкой, в сонном сумраке. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущения автора от общения с этим существом.
      — Найдите олицетворение во второй части стихотворения. Как оно помогает в создании нужной картины?
      Месяц «без приюта в небе ходит». Олицетворение дает нам возможность почувствовать одиночество месяца-человека, одушевляет картину.

      Словарная работа 
      В тесном сóнме сизых туч — туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.
      Фосфорúческий свой луч — луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным. 
      Размер: четырехстопный хорей. В строфе по пять строк.
      Рифмовка: ААБВВ БГДДГ.
      — Почему же Я. П. Полонский разделил стихотворение именно так: почему ему потребовались строфы по пять строк?
      В первой части стихотворения мы передадим чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй части мы передадим чувство легкой грусти.
    
       Домашнее задание 
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» или «Посмотри — какая мгла...» — по желанию учеников.
Дополнительное  задание (по желанию)
      Подготовить иллюстрации (нарисовать самостоятельно или найти подходящие репродукции) к прочитанным стихотворениям Я. П. Полонского.
      Опережающее задание
      Взять в библиотеке и начать читать феерию А. С. Грина «Алые паруса».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога