воскресенье, 17 апреля 2016 г.

9 класс Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Постараюсь написать про все сочинения: 15.1, 15.2, 15.3.
Сейчас наша задача понять, как читать и как анализировать текст.
9 класс. Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Задание 15 требует написать сочинение-рассуждение на одну из трех тем по вашему выбору: нужно дать прямой ответ на вопрос, подтвердив свое понимание примерами из текста (а в задании 15.3 - и из жизни).
В основе любого сочинения (и даже сочинения 15.1) ваше понимание исходного текста.

Читая любой текст, мы должны обязательно выполнить две задачи: 

  • во-первых, понять, что хотел сказать автор, какова его главная мысль, т.е. в чем смысл текста; 
  • во-вторых, включить содержание текста в свой кругозор, в свой опыт, в свою систему ценностей.

Если эти задачи выполнены, то дать ответ на вопрос не составит большого труда.
Начнем!
Для примера возьмем текст Алексина (№ 3279 от Сдам ОГЭ)

Перед прочтением 

обязательно внимательно прочитайте все три варианта задания 15: в процессе анализа текста вы сможете выбрать, какой вопрос вам больше подходит.
Итак, прочитаем задание 15 (я оставил только важное и выделил, на что обратить внимание).

За­да­ние 15 . Ис­поль­зуя про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го за­да­ния: 15.1, 15.2 или 15.3. 
15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния вы­да­ю­ще­го­ся линг­ви­ста А. М. Пеш­ков­ско­го: «У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле.  
15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «— Ты про­дол­жа­ешь жить чужой жиз­нью, вос­тор­га­ешь­ся не сво­и­ми успе­ха­ми, — кон­ста­ти­ро­ва­ла мама. — Это, по-тво­е­му, плохо? — уди­ви­лась я. — Сиять отражённым све­том? — Она за­ду­ма­лась и по­вто­ри­ла то, что я уже слы­ша­ла от неё: — Смот­ря чьим све­том!»
При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния
15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ДРУЖ­БА?
Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое друж­ба», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

 Теперь прочитаем текст и прокомментируем его.


(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться — и я обороняла от них Лялю.
– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.
(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, — констатировала мама.
– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.
– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!
                                                                                              (По А. Алексину)
Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. 

ВАЖНО ЗНАТЬ

  • Любой текст состоит из абзацев. 
  • Первое предложение всегда так или иначе содержит тему текста. 
  • Предложение, содержащее идею, смысл текста может быть в любой части текста. 
  • В простых для понимания текстах смысл обычно - в конце текста. 
  • В сложных текстах смысл, авторский замысел вообще может быть не выражен прямо, словами. 
  • Каждый абзац имеет свою микротему, которая связана с общей темой текста, но в то же время имеет и собственную значимость (подтему). 
  • Любой текст можно разбить на смысловые части. Обычно смысловых частей три.
  • Почему текст именно так, а не иначе разбит на абзацы - известно автору текста. 
  • Озаглавив микротемы абзацев, мы поймем логику авторской мысли, композицию (смысловое членение на части) текста.

Предлагаю действовать так. 

Озаглавим текст и каждую его микротему (т.е. каждый абзац). 

Будем следить за тем, что говорит рассказчица, и за тем, что хочет сказать автор; ключевые слова по ходу чтения выделяем, делаем и другие пометки «для себя».

Озаглавим текст, например, так: МОЯ ШКОЛЬНАЯ ДРУЖБА с Лялей и Машей. Действительно, первое предложение, которое всегда содержит тему текста, об этом:
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
Первый абзац - одно предложение, значит, это предложение – просто тема текста, своей микротемы в первом абзаце нет.
Микротема второго абзаца – Таланты Маши
(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
Еще можно отметить сравнение с Леонардо, гиперболическое «умела всё», юмористическое «на ней хотелось сыграть, как на гармони». Отметим лексику: экспериментировала, выдумывала, изобретала.
Микротема третьего абзаца – литературный талант Маши и преклонение героини.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
В отдельный абзац Алексин выделил литературный талант Маши, отметим «для потомства» и «помнила наизусть» лексика: противопоставлены «сочиняла, забывала» – и «собирала, помнила, сберегая».
Микротема четвертого абзаца – музыкальный таланты Маши
(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
Эпитет «моцартовская легкость». Лексика для Маши по-прежнему «творческая»: «перелагала, исполняла».
Микротема пятого абзаца – лицо и образ Маши
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
Выделим ключевые «Машины» слова: подвижным, без натуги, отсутствие однообразия.
Микротема шестого абзаца – вывод: первенство Маши бесспорно
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
Слегка ироничный вывод: спортивное «многоборье», «не боролась».
Микротема седьмого абзаца – Красота – первенство Ляли
(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
Всё-таки не во всём!
Микротема восьмого абзаца – про красавиц
 (14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
Не замечала жертвенного поклонения.
Микротема девятого абзаца – самоирония и гордость героини
 (17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться — и я обороняла от них Лялю.
Микротема одиннадцатого абзаца – «Не живи чужой жизнью»
– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.
Микротема двенадцатого абзаца – отношение к подругам
(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
Все это сказано спокойно, без оценки.
Микротема тринадцатого абзаца – героиня о гордости за подруг и своей «скромности»
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
Микротема четырнадцатого абзаца – диалог с мамой (авторская позиция)
– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, — констатировала мама.
– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.
– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!                                              

Прочитав текст, мы видим, что 

писатель Алексин от лица героини рассказывает о ее дружбе с девочками одноклассницами. Героиня сначала рассказывает про Машу и ее талантах, а также о своей гордости за подругу и проявлениях своей дружбы. Затем героиня рассказывает о красавице Ляле и о том, как она (героиня) обороняла подругу от поклонников.
В конце текста Алексин от лица героини рассказывает, что сулили каждой из трех подруг, и об отношении мамы героини к таким проявлениям дружбы дочери.

Вы видите, что, просто записав то, что я понял в тексте, я, по существу, уже ответил на вопрос 15.2.

Мне остается только тезис написать

т.е. дать прямой ответ на вопрос «Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста». Например, такой:
Финал этого текста – это его главная мысль, то, что хотел сказать писатель Алексин своим читателям.
Теперь вставляем в сочинение наш комментарий и 

выбираем две цитаты из исходного текста. 

Например, о дружбе с Машей можно вставить после «о своей гордости за подругу и проявлениях своей дружбы» следующие слова: «(7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть». А после «что сулили каждой из трех подруг» вставим «(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили».

Теперь надо написать вывод

например, такой:
Таким образом в финале текста Алексин предлагает читателям задуматься над вопросом: «жить чужой жизнью – сиять отраженным светом?»

 Сдам ОГЭ предлагает такой вариант сочинения.


15.2 Фи­наль­ные стро­ки тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на зна­чи­мы. Мама не хочет, чтобы дочь слепо по­кло­ня­лась своим по­дру­гам — имен­но об этом фраза «Сиять отражённым све­том». По­ду­мав, мама до­бав­ля­ет: «Смот­ря чьим све­том!» И это су­ще­ствен­ное до­бав­ле­ние: мама не пред­ла­га­ет от­ка­зы­вать­ся от по­друг; если это на­сто­я­щая друж­ба, то можно жерт­вен­но, бес­ко­рыст­но слу­жить близ­ким тебе по духу людям. Под­твер­дим это при­ме­ра­ми их тек­ста.
Ге­ро­и­ня Алек­си­на гор­дит­ся сво­и­ми по­дру­га­ми. Она, как адъ­ютант, го­то­ва сле­до­вать за ними и ока­зы­вать­ся в нуж­ный мо­мент рядом. Так, за Машей она со­би­ра­ет на­пи­сан­ные и бро­шен­ные стихи (пред­ло­же­ние номер 7). С го­тов­но­стью обо­ро­ня­ет Лялю от на­до­ед­ли­вых по­клон­ни­ков (пред­ло­же­ние номер 17).
На­сколь­ко есте­ствен­ны и бес­ко­рыст­ны эти по­ступ­ки! Имен­но так и ведут себя на­сто­я­щие дру­зья. Сама ге­ро­и­ня го­во­рит об этом в пред­ло­же­нии номер 21: «Я гор­ди­лась Ля­ли­ной кра­со­той и Ма­ши­ны­ми та­лан­та­ми более гром­ко, чем соб­ствен­ны­ми до­сто­ин­ства­ми, имен­но по­то­му, что эти до­сто­ин­ства были всё-таки не моими: в не­скром­но­сти меня об­ви­нить не могли».
Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что в друж­бе нужно быть го­то­вым усту­пить, по­ста­вить ин­те­ре­сы друга выше соб­ствен­ных, а ге­ро­и­ня Алек­си­на — при­мер, как надо дру­жить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога