четверг, 20 марта 2014 г.

ПОЧЕМУ ПЯТЬ - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, А ПЯТЫЙ - НЕТ?

Морфология (от греч. morphe – форма и logos – учение) – наука о структуре слова, формах его изменения и способах образования частей нашей речи. Кандидат филологических наук Н.А. Борисенко предлагает вам не совсем обычную точку зрения на такой грамматический класс слов, как порядковые числительные.
ПОЧЕМУ ПЯТЬ - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, А ПЯТЫЙ - НЕТ?

Так почему пять мы отнесли к числительным, а пятый – нет? Давайте разберёмся. 


В современной лингвистике части речи рассматриваются как грамматические классы слов. Для того чтобы отнести слово к той или иной части речи, нужно сначала посмотреть, как оно изменяется. Изменяется слово по падежам и числам, значит, это существительное. Изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам, родам – перед нами глагол...

А что собой грамматически представляют числительные? «Имена числительные изменяются по падежам» – это утверждение вряд ли кто станет подвергать сомнению. Чтобы убедиться в его правоте, достаточно просклонять любимое всеми школьниками числительное пять. Но ведь изменяться по падежам могут и другие части речи, например, существительные. Так, может быть, пять – существительное? Между прочим, ничего необычного в таком подходе нет. Когда-то некоторые числительные действительно «вышли» из существительных. Доказательством может служить тот факт, что числительные от пяти до двадцати, а также числительное тридцать склоняются так же, как и существительные 3-го склонения.

И всё-таки пять – не существительное. Потому что у этого слова есть такие грамматические признаки, которые отличают его от существительных. Существительные, кроме изменения по падежам, изменяются ещё и по числам: пятёрка по русскому, сплошные пятёрки в дневнике. А числительные? Попробуйте пять, или десять, или сто поставить в форму множественного числа. Получилось? Думаем, что нет. Да это и невозможно. Эти слова выражают числовое значение уже самой своей основой. А значит, у них не может быть грамматических форм числа, они просто были бы излишними.

А как быть с грамматической категорией рода? Существительные относятся или к мужскому, или женскому, или среднему роду. А есть ли род у числительных? Три – какого рода? А пятьдесят?

Конечно же, числительные не относятся ни к какому роду, как существительные, и не изменяются по родам, как прилагательные. (Исключением являются два, оба, полтора, имеющие по две родовые формы – мужского/среднего и женского рода, а также числительное один, изменяющееся по родам.)

Таким образом, к именам числительным можно отнести такие слова, которые изменяются только по падежам и не изменяются по числам и родам.

Разумеется, можно использовать и привычный «школьный» способ узнавания числительных: числительные – это слова, отвечающие на вопрос сколько? В простых случаях это действительно помогает. Однако «вопросный» способ абсолютно не научный, а значит, может и подвести.

Возьмём слова тысяча, миллион, миллиард. Если учитывать только лексическое значение, то можно думать, что перед нами числительные. Однако многое в грамматическом поведении этих слов заставляет усомниться в том, что это так. Тысяча, миллион, миллиард имеют род и изменяются по числам (тысячи звёзд, миллионы частиц). А ведь числительные, как мы убедились, не изменяются по числам, они сами обозначают количество или число. Следовательно, это никакие не числительные, а самые обыкновенные существительные.

Не советуем использовать в определении числительных и другой «школьный» критерий. В формулировке ваших учебников он обычно звучит так: «Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи: двойник, двойка, двойной, двухдневный, удвоить. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами». Это не совсем верно. И пятёрку, и тройку, и двойку – школьные отметки – можно записать как словами, так и цифрами. Чтобы убедиться в последнем, достаточно открыть собственный дневник: вот она, распрекрасная пятёрка (или распрекрасное пять?), стоит на последней странице.

Итак, способ «числительное – цифра», как видим, не всегда помогает. Остаётся одно – использовать строгий грамматический критерий, принятый в «большой», академической грамматике. Правда, на этом пути нас могут подстерегать некоторые неожиданности. Ну, например, что делать со словами типа первый, второй, пятый? К какой части речи они относятся? Можно ли сказать, что перед нами числительные?

Оказывается, ответить на эти вопросы не так-то легко. Над ними ломают голову не только обычные, рядовые, как сказали бы учёные, носители языка, но и сами лингвисты.

Одни из них считают, что слова типа пятый – это порядковые числительные, так как обозначают порядок предметов при счёте и образованы от количественных числительных (кроме слов первый, второй). Эта точка зрения утвердилась в школьной грамматике и является настолько привычной для многих из вас, что вы даже не задумываетесь над её истинностью.

Другие учёные говорят, что слово пятый по грамматическим признакам совсем не похоже на числительное. Сравните сами пять и пятыйсто и сотый. Как они изменяются?

Действительно, они изменяются по-разному. Пять и сто изменяются только по падежам, а пятый и сотый и по падежам, и по числам, и по родам: пятый ряд, пятого ряда, пятые ряды... Вспомните, какая часть речи имеет такие же грамматические признаки. Конечно же, имя прилагательное.

Получается, что так называемые порядковые числительные грамматически ничем не отличаются от прилагательных.

Что же остаётся от числительных? Встав на научную точку зрения, в соответствии с которой части речи – это большие грамматические классы слов, приходим к такому выводу: к числительным относятся слова, которые, обозначая количество или число, сами при этом по числам не изменяются, то есть, строго говоря, только количественные числительные. Вот к каким парадоксальным выводам приходишь иногда, изучая грамматику на принципах самой грамматики.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N10)


ЛИТЕРАТУРА
1. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М., 1999.
2. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов. М., 1984.
3. Русский язык: Учебник для 7-го класса/Под ред. М.В. Панова. М., 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога