понедельник, 17 марта 2014 г.

МХТ им. А. П. Чехова: Шинель

 В среду идем в театр!

ЧайкаМАРТМХТ
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Гоголь "Шинель" Премьера: 19.05.2011
Продолжительность: 1 час 30 минут

"Шинель", реж. А. Коваленко, МХТ

 http://ajushka.livejournal.com/Зрительский отзыв о "Шинели"





Изменив привычке рассчитывать только на себя, купила два билета, а желающих пойти на гоголевскую "Шинель" искала с трудом, да и зал поначалу выглядел не заполненным, так что цинично подумала: "Ничего, полтора часа выдержу как-нибудь".
Однако аплодисменты в финале были как из зала переполненного, а сам спектакль поразил.

Режиссер Антон Коваленко (ученик К. Гинкаса, что удивило), из нудной, мертвой, безысходной тягучей истории про то, как жил и умирал скучный человек, придумал абсолютно театральную, подвижную, шумную и живую постановку. Такой контраст порадовал, несмотря на сохраненную гоголевскую мрачность.
История про маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина, который и жил серо и незаметно, как шестеренка механизма, и умер так же, - такая же серая и непривлекательная: не за что зацепиться, глаз скользит мимо. А вот поди ж ты, всё зависит от точки зрения и человека, который смотрит: можно увидеть гораздо более написанного.

Антон Коваленко занимался пластическим театром, поэтому и привнес в инсценировку рассказа Гоголя много звуков и движения. Основная нагрузка легла на плечи троих великолепных актеров: Валерия Малинина, Валерия Трошина и Артема Быстрова.

Они появляются на сцене внутри трех шинелей разных, но огромных размеров: складно многоголосно поют, играют на металлических треугольниках, отбивают практически фламенковский ритм подошвами башмаков, отыгрывают роли чиновников, разбойников - дописывают крупными мазками детали происходящего, но так ярко и сочно, что практически становятся главными персонажами спектакля.
Они задают ритм этой истории, словно меняя темп неспешной размеренной жизни старательного писаря, довольного тем, что имеет, на бешеный танец людей, жадных до жизни, приключений, добычи.

Юлия Чебакова сыграла и жену портного Григория Петровича, грубую немку, охаживающую мужа, и сердобольную хозяйку в квартире Акакия Акакиевича, нежно поглаживающую его ноги, подтыкающую ему одеяло, чтобы не дуло: замечательная актриса сумела показать все женские достоинства и особенности - и телесность, и душевность, и заботливость, и сварливость.
С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то
полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник? Размышления об этом чуть не навели на него рассеянности. Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул
«ух!» и перекрестился. (цитата моя! - aaf)

Акакия Акакиевича режиссер не заставил плясать под свою дудку, его пластика более спокойна, нетороплива, акцент сделан скорее на богатейшую мимику Авангарда Леонтьева: все сомнения, страдания маленького смиренного человека показаны им с любовью и состраданием к герою. Да, маленький, да, никому не интересный, не нужный, но - человек.

Спектакль выстроен очень грамотно - по ритму, по звуку, по свету, по запаху, по сценическому пространству: внимание не гаснет ни на минуту, несмотря на скучность главного героя и хрестоматийность текста.

Хотя никто из зрителей не догадался принести цветы, которых достойны абсолютно все, зал так дружно, долго и активно аплодировал и кричал "браво!", что актеры если не удивились, то порадовались этому чрезвычайно: небольшой зал Новой сцены вернул артистам часть той огромной энергии, которую отдали они зрителям.

Замечательная работа. В очередной раз радуюсь, что в каждом поколении есть такие таланты, что режиссура как профессия дает новые плоды и перспектива у театра есть.

Здорово, что есть разные взгляды, разные возможности творить, разные результаты, способные удивлять и радовать.


Режиссёр и автор инсценировки
Антон Коваленко
Сценография и костюмы
Олег Головко
Художник по свету
Мария Белозерцева
Музыкальное оформление
Алена Хованская, Сергей Егоров, Антон Коваленко
Балетмейстер
Олег Глушков
Действующие лица и исполнители
Акакий Акакиевич Башмачкин
Авангард Леонтьев
Хозяйка в квартире Башмачкина; жена Григория Петровича
Юлия Чебакова
Григорий Петрович; Будочник
Валерий Хлевинский
Чиновники

"Шинель" - дебют молодого режиссера Антона Коваленко  tvkultura.ru

Особое свойство гоголевской «Шинели» - притягивать к себе режиссеров, будь то театр, кино или анимация. И если дерзкий, рискованный шаг сделан, рубикон перейден, то результат, как правило, оказывается достойным внимания. «Шинель» стала дебютом молодого режиссера Антона Коваленко в Москве - и сразу на сцене МХТ имени Чехова. Ответственность огромная, тем более, что в главной роли, Акакия Акакиевича Башмачкина, – Авангард Леонтьев, актер экстра-класса. Рассказывают«Новости культуры».
Перед премьерой Антон Коваленко проверяет каждую деталь. Мелочи не должны ускользать. Это не первая его встреча с Гоголем, но именно к «Шинели» он шел особенно долго и трудно. Только, когда начались переговоры с МХТ, понял, что именно здесь хотел бы воплотить свой замысел. Примерить на себя шинель с радостью согласился Авангард Леонтьев. Закипела трехмесячная работа.
«Увлекательно безумно. Я так увлекался, может быть, в самодеятельности, в 15 лет, - вспоминает народный артист России Авангард Леонтьев. - Как ее ставить, я не знал. У Башмачкина очень мало прямой речи. А Антон Коваленко знал. И поэтому его спектакль и не хрестоматийный, там нет иллюстративных сцен. И не скучный».
Хоть и был у Антона Коваленко замысел спектакля, и инсценировку он написал сам, в ходе работы многое изменилось. Актеры оценивают свое сотворчество с режиссером, как 50 на 50. Полностью преобразилась единственная женская роль. Юлии Чебаковой сначала предстояло играть «идею шинели». 
С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник? Размышления об этом чуть не навели на него рассеянности. Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул «ух!» и перекрестился. (вставка из Гоголя моя! - aaf)
По мере погружения в спектакль из инфернального существа она обрела плоть и кровь конкретных персонажей.
«В программке написано - не "идея шинели", а жена Петровича, и она же хозяйка, которая сдает Акакию Акакиевичу комантушку. В общем, сострадательная женщина»., - объясняет актриса Юлия Чебакова.
Идею сострадания и любви Антон Коваленко поднимает до библейского уровня. Недаром, из уст хозяйки квартиры, изо всех сил души сострадающей Башмачкину, звучит первый псалом Давида: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, но о законе Господа размышляет и день, и ночь».
«Мы хотели рассказать историю группой. То есть здесь, несмотря на то, что существуют главные роли, существуют просто роли. В целом здесь
нет второстепенных ролей. Шесть человек рассказывают одну историю, как один. И один без другого не мыслим. И вот это именно совместное рассказывание этой истории, мне кажется, принципиально отличает от всех предыдущих попыток», - говорит режиссер Антон Коваленко.

Разговор о маленьком человеке, который Гоголь начал почти двести лет назад, никогда не затихал в театре. За последнее время – это третья в Москве – после постановок в «Современнике» и Театре Российской армии – фантазия на тему «Шинели». В очень камерном спектакле Антон Коваленко рассказал необъятную историю о любви и сострадании к человеку, которых сейчас по-прежнему не хватает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога