пятница, 7 февраля 2014 г.

Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...»

Воробьев Максим Никифорович  Дуб, раздробленный молнией,1842

      I. Проверка домашнего задания
      Слушаем выразительное чтение наизусть одного из прочитанных на прошлом уроке стихотворений. 


      II. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...» 

     
      — Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Я. П. Полонского?
      Возможны две ассоциации: «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Неохотно и несмело...» Ф. И. Тютчева. С лермонтовским стихотворением общими будут образы скалы-утеса и туч, с тютчевским — образ грозы.
   — На прошлом занятии мы повторили все размеры стиха. Каким размером написано это стихотворение?
      Четырехстопный ямб.
      Прочитаем стихотворение еще раз.

      — Какая картина предстает перед вами?

      Перед глазами предстает романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.

      — Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину? 
Что такое олицетворение?

      — Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?

      Глаголы в основном обозначают движение туч: 
тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула. 
С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.

      Отвечая на этот вопрос, мы придем к следующему выводу: в стихотворении выражено настроение тревоги, беспокойства, соперничества.

      — Разобьем стихотворение на четверостишия. На основании чего вы разделили стихотворение?

      Основанием для разделения стихотворения на четверостишия будет рифма.

      — Определите вид рифмовки в каждом четверостишии.

      — Почему, по вашему мнению, после трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой?

      Ученики могут высказать догадку, что изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.

      По драматическому переживанию (не по сюжету) этому стихотворению близка картина М. Н. Воробьева «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника» (1842, ГТГ).
      Предложим одному из учеников прочитать стихотворение Я. ППолонского «По горам две хмурых тучи...» еще раз, передавая чувства, которые это произведение вызывает именно у него.

      Вернемся к нашим литературным ассоциациям.
      В стихотворении Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», как и у М. Ю. Лермонтова в «Утесе», мы видим не реальную природу, а аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений. 
В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...» изображаются не отношения людей, а именно изменения природы перед грозой такими, какими они бывают на самом деле, но автор воспринимает природу через призму своих чувств.

      Читаем вновь текст стихотворения, затем его интерпретацию в учебнике (с. 305—306, ч. 1).

      — Мы знаем, что в поэтическом произведении каждый человек видит свои образы и единого восприятия одного и того же произведения не существует. Близко ли ваше видение стихотворения Я. П. Полонского к интерпретации, с которой вы познакомились?

      III. «Посмотри — какая мгла...» 

     

      Самостоятельная работа
      — Понаблюдайте самостоятельно над текстом этого стихотворения. Потом обсудим, что интересного вы в нем заметите. Свои наблюдения записывайте в тетради.
      Опорные пункты наблюдения:
      настроение;
      картины, которые рисует автор;
      олицетворение;
      эпитеты;
      роль глаголов;
      размер, строфа, рифмовка.

      На работу может быть отведено 7—10 минут.
      Контрольная беседа может направляться вопросами.

      — Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?

      В начальных пяти строках мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой. В следующих пяти строках — месяц в сизых тучах.

      — Какие слова передают мглу долин? Какова роль эпитетов в этом стихотворении?

      Впечатление от вида на долины автору помогают передать наречие тускло и эпитеты: прозрачной дымкой, в сонном сумраке. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущения автора от общения с этим существом.

      — Найдите олицетворение во второй части стихотворения. Как оно помогает в создании нужной картины?

      Месяц «без приюта в небе ходит». Олицетворение дает нам возможность почувствовать одиночество месяца-человека, одушевляет картину.

      Словарная работа 

      В тесном сóнме сизых туч — туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.
      Фосфорúческий свой луч — луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным.

      Размер: четырехстопный хорей. В строфе по пять строк.
      Рифмовка: ААБВВ БГДДГ.

      — Почему же Я. П. Полонский разделил стихотворение именно так: почему ему потребовались строфы по пять строк?

      В первой части стихотворения мы передадим чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй части мы передадим чувство легкой грусти.

      После беседы следует повторное чтение, в котором ученики пытаются выразить свое ощущение и понимание этого стихотворения.

       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» или «Посмотри — какая мгла...» — по желанию учеников.

      Индивидуальное задание
      Подготовить иллюстрации (нарисовать самостоятельно или найти подходящие репродукции) к прочитанным стихотворениям Я. П. Полонского.

      Опережающее задание
      Взять в библиотеке и начать читать феерию А. С. Грина «Алые паруса».



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога