вторник, 14 января 2014 г.

Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа

      
I. Восстановление деформированного текста 
      Текст для работы (ямб):
Над виноградными холмами
Плывут .......... облака.
Внизу .......... волнами
Шумит померкшая ...........
      Оригинальный текст:
Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелеными волнами
Шумит померкшая река.
(Ф. И. Тютчев. «Над виноградными холмами...»)
      II. Страницы жизни Н. А. Некрасова
      Курс 5 класса предусматривает знакомство учеников с некоторыми эпизодами биографии Н. А. Некрасова, с его стихотворением «На Волге» (в сокращении) и отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос».
      Из биографии поэта ученикам известно, что Н. А. Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа.
     Отрывки из его стихотворения «На Волге» и из поэмы «Мороз, Красный нос», которые дети учили в прошлом году, по тематике созвучны стихотворению «Железная дорога», которое школьникам предстоит изучать в 6 классе. Вспомним, что в начале стихотворения «На Волге» поэт передает чувство восторга, восхищения красотой реки, радость жизни. После встречи с бурлаками, один из которых считает, что лучше умереть, чем выздороветь и жить, мальчик (герой стихотворения) начинает по-другому относиться к реке, он не может радоваться по-прежнему. Поэт передает чувство горечи и сожаления о судьбе бурлаков, которые предстают людьми уставшими, измученными тяжелой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжелого положения, в первую очередь перестать мириться с рабством.
      В то же время в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» и в стихотворении «Крестьянские дети» уже звучала тема красивого, созидательного труда, радостной крестьянской жизни.
   
      Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:
Воля и труд человека
Дивные дивы творят...
(Н. А. Некрасов)
      — О чем хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?
      Мы будем знакомиться с новым произведением, главное в котором — созидание с помощью воли и труда.
      Читаем статью учебника, составляем ее план. Возможна как коллективная, так и индивидуальная работа. Подводя итоги работе над статьей учебника, подчеркнем, что сильная воля и постоянный труд сделали Н. А. Некрасова, который не окончил даже курса гимназии и приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов.

      III. «Железная дорога». Значение эпиграфа
      Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Н. А. Некрасов. В то время все журналы просматривались цензором, и если цензор считал, что какое-то опубликованное произведение не соответствует политике правительства, то изданию объявлялось предупреждение. После трех предупреждений журнал закрывали.

      Цензýра — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора. 
      Цéнзор — 
человек, осуществляющий цензуру.

      Одно предупреждение у «Современника» уже было. За публикацию «Железной дороги» журнал получил второе предупреждение. О чем же говорилось в стихотворении?
      Сначала обратим внимание на эпиграф.
      — Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?
      Внешне бытовой разговор в вагоне железной дороги Н. А. Некрасов с помощью авторских ремарок превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов. Стихотворение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В то время модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдает дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает свое истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр — «граф Петр Андреич Клейнмихель», а не народ. «Душенька» — так обращается генерал к сыну, и в этом обращении звучит что-то слащавое и ненатуральное.

      Выразительное чтение
      Важно, чтобы у детей осталось целостное впечатление от стихотворения, которое вместило в себя так много мыслей и чувств, что К. И. Чуковский считал «Железную дорогу» поэмой.

       Домашнее задание
      Подготовить пересказ статьи учебника о Н. А. Некрасове. Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».
      Ответить на 2-й вопрос учебника  ч. 1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога