четверг, 31 октября 2013 г.

Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция


Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян


      I. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян
      Беседа
      Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома (с. , ч. 1).
      Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с главы IV. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.
      
— Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?
      Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».

вторник, 29 октября 2013 г.

Вводные слова




















Вводные слова,
словосочетания и предложения показывают отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

воскресенье, 27 октября 2013 г.

Анализ малой формы: "Записки охотника"

«Обязательный минимум...» предлагает для изучения четыре рассказа из «Записок охотника»: «Хорь и Калиныч», «Бежин луг», «Бирюк», «Певцы» (по выбору), однако работа с ними идёт в средних классах, так что обращение к этим произведениям при подготовке к экзаменам будет вполне оправдано. Безусловно, их анализ не должен носить исчерпывающего характера, наоборот, работа с ними должна научить учеников выбирать аспект анализа.

Вводные уроки по Тургеневу

Уважаемые десятиклассники! Публикую эти заметки учителя. По-моему, мы говорили именно об этом... Если бы не Фет с Некрасовым, то, вероятно, всё успели бы...Смирнова Оксана | Вводные уроки по Тургеневу

суббота, 26 октября 2013 г.

Иван Сергеевич Тургенев. Глава из нового учебника

Впервые опубликовано  в  газете "Первое сентября" (1september.ru) в 2001 году.

Тургенев «Отцы и дети»_Спор о нигилизме_Анализ 10 главы и первых глав романа.

… кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество перед нами… Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?

                                                   По тайной воле провиденья,
   Восходят, зреют и падут;
                                                   Иные им вослед идут…

И. С. Тургенев — создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети».

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе.

«Вся моя биография — в моих сочинениях»

"Капитанская дочка". Урок четвертый.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ (1—2 часа)

...Правильная художественно-нравственная мера.
Аполлон Григорьев

пятница, 25 октября 2013 г.

"Капитанская дочка". Урок третий.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ПУГАЧЕВЩИНА (1—2 часа)

Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он виден — плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
А. С. Пушкин — Д. В. Давыдову

"Капитанская дочка". Урок второй.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО
В XVIII СТОЛЕТИИ (2 часа)

В «Капитанской дочке» больше истории,
чем в «Истории Пугачевского бунта».
В. О. Ключевский

"Капитанская дочка". Урок первый.

А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (2 часа)

...Имя девицы Мироновой вымышлено.
Роман мой основан на предании,
некогда слышанном мною...
Пушкин — Корсакову. 1836. 25 октября

среда, 23 октября 2013 г.

Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын

  I. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров
      Беседа
      Беседуем по вопросам к соответствующим главам (с.  учебника).

      Глава I
   
   — Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? 
      «Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
      — Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
      — Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника).

О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства

суббота, 19 октября 2013 г.

Встречи Гринева и Пугачева.

1.     Глава 2. «Вожатый».

 Ситуация: Сказочный мотив: герой спасен «если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения».

РОЛЬ ЛЮБОВНОЙ ИНТРИГИ в "Капитанской дочке"

ЭКСПОЗИЦИЯ


  •  Знакомство со Швабриным
Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца, как вошел ко мне тот самый инвалид, который чинил мундир в передней коменданта, и от имени Василисы Егоровны позвал меня к ним обедать. Швабрин вызвался идти со мною вместе.

  • Обед. Портрет Маши

Способы выражения подлежащего: упр. 37 - 39

Подчеркните главные члены, напишите, какой частью речи выражено подлежащее.

пятница, 18 октября 2013 г.

Герои повести "Барышня-крестьянка"

   Характер человека не определен при рождении, он развивается на основе природных данных под влиянием среды и общества, проявляясь особенно ярко в переломные моменты жизни.
   Пушкин не дает оценочных определений характерам Берестова и Муромского, Алексея и Лизы.
      Уверенно прочерченная история жизни героев, лаконичные линии портретов, краткие и емкие речевые характеристики, в том числе и несобственно прямая речь, само поведение героев в сложившейся ситуации, — все это художественные средства создания характеров в повести.
     В самом деле, временные границы действия «Барышни-крестьянки» определены. Это два-три месяца, начиная от похода Насти в гости к поваровой жене и до сцены узнавания. Однако границы раздвигаются, когда мы восстанавливаем биографии Муромского и Берестова и, заглядывая вперед, видим, как сливаются в одно два имения, два рода — один богатый, другой знатный, а старики нянчат внуков.
      

      

«Барышня-крестьянка». Мир русской усадьбы

Российская империя делилась на губернии, а губернии делились на уезды. Действие повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» происходит в уезде «одной из отдаленных наших губерний» (отдаленной от столиц). 
В начале XIX века главной характеристикой человека была принадлежность к тому или иному сословию: крестьян, мещан, купцов, чиновников или дворян.

Вопросы по повести Пушкина "Выстрел"


1.      Какие строки берёт Пушкин для эпиграфа к повести “Выстрел”?

__________________________________________________

2.      Вспомните, какие черты героя имели «сильное влияние» на молодых офицеров?

Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества… 

__________________________________________________

3.      Что это за случай?

Мы полагали, что на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства. Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в нем что-нибудь похожее на робость. Есть люди, коих одна наружность удаляет таковые подозрения. Нечаянный случай всех нас изумил.

__________________________________________________

4.      О какой вакансии идет речь?

Игра продолжалась еще несколько минут; но, чувствуя, что хозяину было не до игры, мы отстали один за другим и разбрелись по квартирам, толкуя о скорой ваканции.


__________________________________________________



 5.     Что именно так повредило герою во мнении молодежи?

Это было чрезвычайно повредило ему во мнении молодежи. Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков. 


__________________________________________________



6. Что же поразило рассказчика? Кто он?

Между тем я стал ходить взад и вперёд, осматривая книги и картины. В картинах я не знаток, но одна привлекла моё внимание. Она изображала какой-то вид из Швейцарии, но поразила меня в ней не живопись, а то...

__________________________________________________

7.      Про кого сообщалось в письме?

Кто-то (казалось, его поверенный по делам) писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак

_________________________________________________

8.       Кто и о ком говорит? Что побудило героя повести выйти в отставку?

Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он… 

__________________________________________________

9.      Кто и про кого рассказывает?

Да вот как, ваше сиятельство: бывало, увидит он, села на стену муха: вы смеетесь, графиня? Ей-богу, правда. Бывало, увидит муху и кричит: «Кузька, пистолет!» Кузька и несет ему заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит муху в стену!

__________________________________________________

8.      Кто и про кого рассказывает?

Обольщенный моею славою, он стал было искать моего дружества; но я принял его холодно, и он безо всякого сожаления от меня удалился.

_______________________________________________

9.      Кто из героев и в какую минуту так эффектен?

Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола.

__________________________________________________

10. Что было в чемоданах?

Слуга вошел и объявил, что лошади готовы. Сильвио крепко сжал мне руку; мы поцеловались. Он сел в тележку, где лежали два чемодана



_______________________________________________


11.  Кто и о чем рассказывает?

Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить... но — я выстрелил, и попал вот в эту картину.

__________________________________________________

11.  Кто, о ком и о чем рассказывает?

Если б я мог наказать Р***, не подвергая вовсе моей жизни, то я б ни за что не простил его.

__________________________________________________

12.  Кто, кому и о чем говорит?

Вы могли заметить, что я мало уважаю постороннее мнение; но я вас люблю, и чувствую: мне было бы тягостно оставить в вашем уме несправедливое впечатление.

__________________________________________________

13.  О каком «памятнике» идет речь?

Я с ним дрался, — отвечал Сильвио, — и вот памятник нашего поединка.

__________________________________________________


14. Как граф объясняет, свой второй выстрел (уже в имении жены)?

На дворе увидел я дорожную телегу; мне сказали, что у меня в кабинете сидит человек, не хотевший объявить своего имени, но сказавший просто, что ему до меня есть дело.

__________________________________________________


15. Чем закончилась вторая дуэль?

Граф замолчал. Таким образом узнал я конец повести, коей начало некогда так поразило меня.

__________________________________________________


16. Как вы думаете, почему рассказчик выбрал такой финал:

«С героем оной уже я не встречался. Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами.»

__________________________________________________


четверг, 17 октября 2013 г.

КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ПОДЧЕРКНУТЫЕ СЛОВА

1. Решение этой задачи просто.
2. Ты просто почитай.

Титульный лист первого издания «Повестей Белкина». 1831 г.


Встречи Гринева и Пугачева_Первая встреча

Встречи Гринева и Пугачева.

1.     Глава 2. «Вожатый».  Первая встреча.

Ситуация: Сказочный мотив: герой спасен «если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения»

"Повести Белкина": проект эпиграфов. Автограф


«Повести Белкина» написаны Пушкиным осенью 1830 г. в Болдине.

понедельник, 14 октября 2013 г.

«Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них.

«Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. 
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — цикл повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием

«Зимнее утро».

Зимнее утро. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи

среда, 9 октября 2013 г.

Синтаксический разбор простого предложения (по Литневской)

Синтаксический разбор простого предложения
Простое предложение разбирается по следующей схеме:

Пушкин_КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА_Главы и эпиграфы

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Береги честь смолоду.
Пословица.

Глава I
СЕРЖАНТ ГВАРДИИ
— Был бы гвардии он завтра ж капитан.
— Того не надобно; пусть в армии послужит.
— Изрядно сказано! пускай его потужит...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Да кто его отец?

понедельник, 7 октября 2013 г.

Домашнее задание

Домашнее задание надо смотреть в журнале и только затем на БЛОГЕ!

Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». Вопросы для анализа текста

Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Вопросы для анализа текста

1.      В пьесах Островского фамилии и имена персонажей часто значимы, говорящи. Подумайте, какой смысл вложен в фамилии и имена героев «Грозы» и «Бесприданницы». Используйте словарь В.И. Даля. Исчерпываются ли характеры персонажей их словарными характеристиками? По каким признакам характеризуются герои? Почему о Робинзоне ничего не сказано? Какое значение имеет указание Островского, что действие «Бесприданницы» происходит в настоящее время?

ВСЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСТРОВСКОМУ

Первое домашнее задание по «Грозе».

1. Перечитайте перечисленные ниже сцены драмы «Гроза» и отметьте в тексте наиболее важные цитаты, характеризующие героев пьесы: Катерину, Кабаниху, Тихона, Варвару. Сделайте вывод (устно) о характерах названных персонажей на основе анализа этих сцен. Подумайте, что отличает Катерину от Варвары, Кабанихи. Может быть, они чем-то и похожи?

Герои Островского «под крышей» и перед «грозой»

Центр Plus №13 01.04.1997

Режиссер Генриетта Яновская поставила хрестоматийную драму как трагедию. Стихия – гроза – страсть налетела на маленький человеческий мирок и растерзала его, разметала по свету, никого не пожалев. Люди цеплялись за обломки своего дома, за семейные устои, за клятвы, за страхи – ничего не спасло. Каждый остался одинок. Катерина погибла. Никто этого не хотел.

воскресенье, 6 октября 2013 г.

“Да кто его отец?” Первый урок по "Капитанской дочке"

НЕ объём её производит впечатление, важно прочитать в этой тоненькой книжке каждое слово.
И вот перед нами её текст. Перевернём пока титульный лист с эпиграфом к роману.

"Капитанская дочка" на Формат А4


«Капитанская дочка». Художник П. Соколов. 1891
Пушкин Александр Сергеевич 

06.06.1799 – 10.02.1837

Капитанская дочка роман 1836

  краткое изложение    о произведении    персонажи    иллюстрации  

Словарная работа с текстом "Капитанской дочки"

«Капитанская дочка»
Глава 1
1. Внимательно прочитайте эпиграф к повести. Найдите его в тексте главы 1. Кто из героев его “озвучивает”? Выпишите реплику этого героя полностью.
2. Пользуясь примечаниями к повести, словарями (этимологическим и толковым), объясните следующие слова: премьер-майор, дядька, ментор, каналья, басурман. В каком значении они употребляются, кого характеризуют?
3. «Капитанская дочка» — "история, развитая в вымышленном повествовании".
А. В какое время (в чьё правление) происходит её действие?
Б. В какие годы (примерно) служил в гвардии Андрей Петрович Гринёв? (См. первые строки повести.)
4. Объясните выражения:

«Капитанская дочка» Урок 1. Первая глава романа


Цель: Сравнить образы фонвизинского недоросля и пушкинского; понять, какова была атмосфера в доме Гринёвых и каково значение образа отца героя в повествовании; развивать умение учащихся анализировать текст, соотносить его с другими произведениями; обсуждение содержания и смысла понятия “честь”

а4 ОСТРОВСКИЙ

Архив блога