понедельник, 7 октября 2013 г.

Герои Островского «под крышей» и перед «грозой»

Центр Plus №13 01.04.1997

Режиссер Генриетта Яновская поставила хрестоматийную драму как трагедию. Стихия – гроза – страсть налетела на маленький человеческий мирок и растерзала его, разметала по свету, никого не пожалев. Люди цеплялись за обломки своего дома, за семейные устои, за клятвы, за страхи – ничего не спасло. Каждый остался одинок. Катерина погибла. Никто этого не хотел.

Разве Катерина стремилась к свободе? Юная, ясная, рыжая (Юлия Свежакова – дебют на профессиональной сцене), она сметена поразившей её страстью: «Что-то нехорошее со мной». Ничем Борис Григорьевич (Максим Виторган) не лучше её мужа Тихона (Игорь Гордин), ни лицом, ни статью. Просто - другой, из мира другого. А Тихон и ласков, и заботлив, и любит. Но… Катерина в объятиях мужа вся так и съёживается. Не любит. И себя боится, кричит ему уезжающему: «Возьми меня с собой, Тиша. Или хоть клятву с меня возьми страшную!».


И Марфа Игнатьевна Кабанова (Эра Зиганшина, специально приглашенная на эту роль из Петербурга) ту же беду чует. Материнским ревнивым сердцем чует. Вот и старается сыну глаза раскрыть («Не любит»), невестку в узде удержать («Терпи») да дочь Варвару уберечь («Не так у них всё»). И всё напрасно… Всем плохо от её забот.


один только Дикой (Владимир Сальников) её понимает. Сидят они на скамеечке. Она голову устало на плечо его склонила. Что их связывает? И он одинок. Никто в нём человека не видит, один кошелёк.

Не умеют обитатели Калинова быть счастливыми. Разве что юродивому (Евгений Сармонт) весело игрушечную тележку катать, да самоучке кулигину (Игорь Ясулович) босиком под грозой бегать. Всё-то он знает: гроза – электричество, Дикой – самодур, Кабаниха – ханжа. Катерину одну жалеет. Говорит: «Гроза – благодать!» и мечтает в городе громоотводов наставить. Как бы так просто…
В этом спектакле ханжей нет, всё подлинное: и страдания героев, и отдача актёров. Даже берёза на сцене не бутафорская, и украшающие её пасхальные яйца настоящие, и вода, разделившая мерцающей полосой черную сцену надвое, живая. Художник Сергей Бархин - всегдашний соавтор спектаклей Яновской – вовлекает зрителей в пространство «Грозы», усаживает на сцене у воды, распахивает над ним темное небо колсоников, общее и с Катериной Кабановой, и с Кабановой Марфой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога