пятница, 25 октября 2013 г.

"Капитанская дочка". Урок первый.

А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (2 часа)

...Имя девицы Мироновой вымышлено.
Роман мой основан на предании,
некогда слышанном мною...
Пушкин — Корсакову. 1836. 25 октября

Цели уроков:
— знакомство с вершинным произведением прозы А. С. Пушкина — повестью «Капитанская дочка»;
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— формирование умения анализировать читаемое произведение (пообразный и проблемный анализ текста);
— развитие читательских умений учеников;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны.
Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя и/или работу с учебником, сообщения учащихся (возможна презентация или показ фрагментов кинофильма), чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном и услышанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Слово учителя (частично под запись).
«Капитанская дочка» — одно из последних произведений А. С. Пушкина, крупнейшее явление
его прозы. Повесть появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере пушкинского журнала «Современник». Уже 26 декабря Владимир Федорович Одоевский написал автору:

«Вы знаете всё, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро, после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята».

Писателя В. Ф. Одоевского поразила и лаконичность прозы Пушкина, и быстрота сюжетных поворотов, и композиционная динамичность. Но проза А. С. Пушкина уже была другой прозой — прозой реалистической, пушкинской прозой. Именно поэтому новизна формы и содержания этого произведения до сих пор тревожит умы читателей и исследователей.

Реализм (от лат. realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и
искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания.

Во-первых, до сих пор нет устоявшейся точки зрения на жанр «Капитанской дочки»: одни говорят, что это повесть, другие утверждают, что роман. Веские аргументы приводят и те и другие, но читателям важно не это. «Капитанская дочка» — просто очень интересное произведение, не оставляющее равнодушными даже читателей.

"Капитанская дочка" имеет несколько сюжетных линий, главная из которых — сюжетная линия «Пугачев — Гринев». Но при сравнительно малом объеме все сюжетные линии глубоко и полно раскрывают перед нами картину жизни России XVIII столетия в переломный для нее период — период проверки на жизнестойкость существующей государственной системы, абсолютной монархии. У А. С. Пушкина, в последние годы жизни постоянно интересовавшегося не только историей, но и разинско-пугачевским фольклором, тема крестьянских восстаний прошлых столетий все время переплеталась с осмыслением событий, ему современных, — крестьянских волнений во многих губерниях, выступления декабристов в 1825 году, несостоявшихся реформ императора Александра I. Лишь на втором плане произведения проходит любовная сюжетная линия «Маша Миронова —Петр Гринев», хотя название вроде бы говорит об ином. Кроме проблем нравственных и духовных, эта линия раскрывает «мысль семейную», как это позднее назвал Лев Толстой, — показывает не только и не столько быт мелкопоместных дворян, сколько их миропонимание, жизненные устои, на которых и держится государство, с точки зрения автора. Все остальные сюжетные линии лишь дополняют, как бы отсвечивают главную, чтобы полнее и ярче раскрыть авторский замысел. Отсюда и лаконизм пушкинского слога.

Идейно-художественная позиция самого А. С. Пушкина изложена довольно четко в его набросках о литературе, в частности в


«Начало статьи о русской прозе»:

«Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат; стихи дело другое (впрочем, в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеко вперед не подвинется). Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе? — Ответ: Карамзина. Это еще похвала не большая...».

Однако впервые в русской литературе XIX столетия поднятая тема и широта охвата исторических событий впечатляют не объемом, а глубиной и оценкой исторических событий, так или иначе выводящих нас на понятие романа.

Роман

Роман (от фр. roman — первоначально произведение на романских языках) — большая форма эпического жанра литературы Нового времени. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда большой объем сравнительно с другими жанрами. «Задача романа проста: описать мир или фрагмент мира так, как они есть» (Брох).

Во-вторых, спорят и о характере взаимодействия между «Историей Пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой»: «Процесс создания „Капитанской дочки“ — поразительный пример взаимодействия образно-художественной и исследовательской мысли. Развитие художественного замысла привело на определенном этапе к историческим изучениям, из которых возникла „История Пугачева“. Работа историка откорректировала работу художника и дала ей новое направление».
«Накаленная общественная обстановка вызывала постоянные споры писателей пушкинского круга о путях дальнейшего развития России. Естественно, что в ходе этих непрерывных историко-философских дебатов Пушкин начинает проявлять все больший интерес к изучению и осмыслению истории России XVIII века... Его очень занимает правление Екатерины II — ведь именно в годы ее царствования происходило восстание Пугачева, одно из наиболее мощных социальных движений второй половины XVIII столетия. Призрак новой пугачевщины стимулировал обращение Пушкина к истории пугачевского восстания, к фигуре его вождя — Емельяна Пугачева, одного из главных действующих лиц „Капитанской дочки“...».

Изучение разных планов исторического романа о Пугачеве, составленных Пушкиным, показало, как менялся взгляд автора на прошедшие события: сначала интересовал дворянин, перешедший на сторону восставших (Шванвич); затем — Пугачев и его взаимоотношения с этим дворянином-предателем (уже Валуевым); позднее — история попавшего в плен к Пугачеву капитана Башарина, помилованного по просьбе его солдат; и лишь после написания «Истории Пугачевского бунта» — история юного Петра Гринева, не ставшего предателем и добровольно отправившегося в стан врага спасать свою невесту. Это дало возможность писателю взглянуть «глазами Гринева» на обе борющиеся стороны и показать, какую школу нравственного и общественного воспитания проходит юный представитель «хорошего» дворянского рода во время пугачевщины.

Как писал литературовед Евгений Маймин, «создавая „Капитанскую дочку“, Пушкин испытывал любовь и к своему дворянскому герою Гриневу, и к добродушным и нравственно-высоким Мироновым, и особенным образом к Пугачеву». Итак, если верить критику, взгляд Пушкина-историка на личность Пугачева кардинально изменился после написания «Истории Пугачевского бунта».


Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Что мы узнаем о семействе Гриневых из первой главы?
(Типичное провинциальное дворянское семейство XVIII века, живущее в своей небольшой усадьбе, патриархальное и набожное.)
— Кто такой Андрей Петрович Гринев? Каково его социальное положение?
(Андрей Петрович Гринев — помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.)
— Что автор говорит о матушке Петра Гринева?
(Мать Гринева была дочерью бедного дворянина, т. е. отец на ней женился не из-за приданого, а по взаимной приязни. Матушка родила девятерых детей, но все, кроме Петра, умерли во младенчестве. Это говорит о том, что семья была православная, верующая: сколько Бог давал детей, столько и рожали.)
— Как родители Гринева относятся друг к другу? Найдите примеры в тексте главы.
(Любят, уважают и заботятся друго друге.)
— Что мы узнаем из этой главы о Петре Гриневе?
— Опишите жизнь провинциального дворянского недоросля.
— Как Петр Гринев относится к своим родителям?
(Проявляет чувство искренней любви и признательности, послушания и верности заветам своих родителей.)
— Расскажите, кто такой Савельич. Почему именно его Андрей Петрович Гринев приставил дядькой к единственному сыну-наследнику?

От чьего имени ведется повествование? Каким перед нами предстает рассказчик?
Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением — несобственно-прямая речь. В начале XIX века такой стилистический прием был внове.)

Рассказчик

Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал.
Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда — вовсе нет. В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях.

— Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Объясните, как вы их понимаете.
— Каковы первые шаги Петруши Гринева в самостоятельной жизни? Расскажите, что произошло в Симбирске.
— Как заканчивается первая глава? Перечитайте про себя два последних абзаца и ответьте, какие отношения связывали молодого барина Петра Гринева и его дядьку Савельича.
— Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношении к Савельичу и крепостным крестьянам? Приведите примеры.
— Перечитайте эпиграф к первой главе. Объясните, как вы его поняли.
— Какое место из первой главы напоминает эпиграф?
(Беседу старших Гриневых во время написания сопроводительного письма начальнику Петруши.)
— Как относится старик Гринев к военной службе? Почему он не отсылает сына в гвардию, в Семеновский полк, квартировавший в Петербурге?
(Для Гринева-отца служба в армии — выполнение дворянского и гражданского долга, а не путь по карьерной лестнице или пустое времяпрепровождение.)
— Какие черты характера старшего Гринева раскрываются в этом эпизоде?
(Независимость, честность, демократизм.)
— Вспомните, что вы уже прочитали о коменданте Белогорской крепости — капитане Миронове. Подумайте и объясните, какие человеческие качества сближают двух незнакомых между собой людей — премьер-майора Гринева и капитана Миронова. Аргументируйте свой ответ.
— Как отнеслась комендантша к появлению в крепости юного офицера?
(Стала опекать по-матерински.)
— Почему Петр Гринев почти сразу стал чувствовать себя в семье Мироновых как дома? О чем это говорит?
(Доброжелательные и хлебосольные хозяева. Привычный домашний уклад жизни. Милая девушка — сначала почти друг, затем невеста. Сам Гринев добр и открыт, воспитан и четко представляет, как и где должно поступать.)
— Какие общие черты старинного дворянского быта наблюдаем мы в семьях Гриневых и Мироновых? Расскажите об этом подробно.

Картины старинного дворянского быта

«С любовью изображает Пушкин и картины старинного дворянского быта. Здесь все исполнено доброго юмора и знания, и авторского понимания: отношения в семействе
Гриневых, сами старики Гриневы, удивительный Савельич и его завзятый враг мусье Бопре, картины домашнего воспитания. Все это изображено необычайно живо — и исторично. Все это не менее, чем сцены с Пугачевым, живая и самая доподлинная русская история. В Гриневых и еще более в Мироновых Пушкин показывает простых людей, простые добрые нравы. Удивительно простые. И то, что эти простые люди, самого мирного свойства, помимо своего желания и отчасти даже сознания, оказываются захваченными бурными историческими событиями и входят в большую историю, придает всему рассказу особенный драматизм. Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы — это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо-живо. В них много наивного, пленительно-наивного — и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ... В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои — великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель — иначе и невозможно. За „старосветскими“ пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать» (Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. — М.: Наука, 1982. — С. 192—193).

Буран в степи

— Перечитайте фрагмент второй главы, который принято называть «Буран в степи». Выделите композиционные части этого фрагмента:
1. Предвестие бурана.
2. Описание бурана.
3. Встреча с вожатым.
4. Сон Гринева.
5. Прибытие на постоялый двор.
— Какая картина предстает перед глазами юного Гринева в начале пути? Почему он стремится быстрее добраться до места службы?
(Унылая безбрежная степь, тоска из-за отсутствия людей и жилья, однообразный пейзаж, наве-
вающий невеселые мысли.)
— Какими эпитетами описывает автор степь? Найдите их в тексте. Какое настроение порождаютэти слова?
(Тоскливое, даже тревожное.)

Эпитет

Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — слово, поясняющее, определяющее, характеризующее какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета.

— Как характеризует персонажей диалог ямщика и Гринева? Что потом думает о себе Гринев?
(Ямщик — опытный казак, знающий степь и природные явления этого края.
Гринев затем осуждает себя за «неопытность, молодость, самонадеянность». Главное — юный барин из всего случившегося сделал выводы.)
— Опишите внезапно появившегося вожатого. Как вы думаете, что он делал в степи? Почему не скрылся до начала бурана?
— Опишите само буйство метели, опираясь на текст произведения.
— Почему ямщику неприятно вмешательство вожатого, его команды?
— Почему чувства ямщика разделяет и Савельич? Что отталкивает Савельича в незнакомце? Обо снуйте свой ответ.
— Как на все это реагирует вожатый? Трогают ли его чужие эмоции — ямщика, Савельича, даже Гринева?
— Объясните, что нам дает описание местности в начале этого фрагмента и в конце?
(Во-первых, описание местности — фрагмент целостный, завершенный, может рассматриваться как текст. Во-вторых, из данного эпизода логически вытекают все дальнейшие события повести: сон Гринева — пророческий; Пугачев запомнил Савельича только из-за его пререканий с юным барином и им самим; барину он благодарен не столько за подержанный заячий тулупчик, сколько за доброту и сочувствие.)

Домашнее задание.
Для всего класса:
— читать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: главы III, IV, V;
— подготовить пересказ одной из глав на выбор;
— подготовить рассказ на выбор: «Жизнь семьи Гриневых в своем имении», «Жизнь семейства коменданта Белогорской крепости».
Индивидуальное задание:
— художественный пересказ эпизода "Буран в степи"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога