пятница, 25 октября 2013 г.

"Капитанская дочка". Урок второй.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО
В XVIII СТОЛЕТИИ (2 часа)

В «Капитанской дочке» больше истории,
чем в «Истории Пугачевского бунта».
В. О. Ключевский

Цели уроков:
— формирование навыка художественного пересказа текста;
— совершенствование умения анализировать читаемое произведение;
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— развитие эмоционального восприятия читаемого.
Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя сообщения учащихся, чтение и анализ фрагментов произведения, групповую работу и беседу с классом.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания.
2. Сообщения учащихся.
Сообщение 1. Понятие долга и чести в российской дворянской офицерской среде.
Сообщение 2. Православные традиции в дворянских семьях России XVIII—XIX веков.

3. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, в каких поступках Петра Гринева, описанных во второй главе, обнаружились положительные черты его характера.
(Привязанность и любовь к своему крепостному дядьке. Чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу. Твердость характера.)
— Какие черты Гринева-младшего характеризуют его как представителя дворянского сословия? Приведите примеры.
— В каких чертах дан портрет вожатого? Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера?
— Случайно ли вожатый (вожак? предводитель?) появляется среди бурана? Какой смысл несет в себе такое появление в произведении нового персонажа?
— Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?
— Что заподозрил мудрый Савельич? Как на это отреагировал хозяин постоялого двора?
(Постоялый двор стоял далеко от жилья, напоминая место сходок «воров», т. е. разбойников, разного беглого люда. Почувствовав опасения дядьки и боясь доноса, хозяин взял с Гринева умеренную плату, тем самым умаслив Савельича.)
— В каких поступках Пугачева обнаруживается его сметливость, смелость, знание людей и умение с ними ладить?
— В чем и как противопоставлены Савельич с ямщиком и вожатый с хозяином постоялого двора?
(Первые законопослушны, трудолюбивы, работают на хозяина и на себя. Вторые самостоятельны, свободолюбивы, не зависят ни от чьего мнения, поэтому легко друг друга понимают.)
— Для чего во второй главе дан эпизод «Буран в степи»?
(Пейзаж как одно из средств построения сюжета: буран был причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев — Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие взаимоотношения.)
— Определите значение сна Гринева. С какими последующими событиями связано содержание этого сна?
— Каково художественное значение этой части главы?
— Каково значение эпиграфа ко второй главе?
— Что вы можете сказать об эпиграфах к главе третьей? Как они соотносятся с содержанием главы?
— Расскажите, что происходит в главе III «Крепость».
— Как вы думаете, для чего Швабрин изначально представил Машу Миронову «совершенною дурочкой»?
— Расскажите, как развивались взаимоотношения Гринева со Швабриным.
— Какие черты характера Швабрина подчеркивает автор?
— Когда и где завязалась сюжетная линия «Маша Миронова — Петр Гринев»?
— Как развивалось действие этой сюжетной линии до начала пугачевщины?
4. Групповая работа (cooperative learning).
Класс разбивается на 3 группы, каждая группа получает задание на карточке — охарактеризовать персонажа повести, после выполнения этого задания представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и анализ прочитанного с характеристикой данного группе персонажа (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение). Оценка работы, как и на предыдущих занятиях, с использованием метода cooperative learning.
Каждой группе можно выдать план характеристики персонажа:
— в табличном варианте;
— в записи 
Кроме характеристики образа персонажа, учащиеся подбирают цитаты к каждому пункту плана. В конце урока в тетрадях все заполняют общую таблицу.

5. Беседа с классом.
— Какие основные черты характера Швабрина подчеркивает автор? Приведите цитаты.
— Какие черты характера Петра Гринева проявились в Белогорской крепости?
— Как они затем отразились на его поведении в Оренбурге и в ставке Пугачева? Приведите цитаты.
— Случайно ли имя у Гринева-младшего?
(Петр —камень.)
— Кто из двух офицеров, на ваш взгляд, более соответствует представлениям капитана Миронова (и самого Пушкина) о дворянине — защитнике Отечества и доблестном воине? Почему?
— Есть ли в произведении противопоставление двух офицеров? Найдите эти фрагменты.
— Докажите, что образы Петра Гринева и Маши Мироновой даны в развитии.
— Какой персонаж нравится вам больше всего — Петр Гринев, Швабрин или Маша Миронова? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— В ком из анализируемых сегодня персонажей наиболее ярко воплотились типичные черты русского дворянства XVIII века?

6. Домашнее задание.
Для всего класса:
— дочитать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» до конца;
— подготовить цитаты для характеристики образа Пугачева.
Индивидуальные задания:
— подготовить рассказ-описание «Лагерь императорских войск» или «Лагерь восставших»;
— написать сочинение-размышление «Мое представление о том, что такое пугачевщина».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога