четверг, 5 сентября 2013 г.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

(1—2 часа)
УРОКИ 4—5
Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры,
Не можете ли, ветры, горы раскачати?
Гусли мои, гусли, звончатые гусли,
Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?
Цели уроков:
— знакомство учащихся с понятиями фольклорная лирическая песня, обрядовая поэзия;
— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей русского фольклора;
— закрепление знаний учащихся об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
— продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения;
— воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.
Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе, а также со словом учите-
ля, с беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

1. Слово учителя (выборочно под запись).
История становления и развития устного народного творчества уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества. На самых ранних этапах его развития, более тысячи лет назад, наши предки не только воевали, пахали и строили, но также пытливо вглядывались в окружающий мир, пытались понять его, научиться жить в ладу с собой и природой.

А еще они любовались красотой этого мира, удивляясь его тайнам, отражая свои впечатления в легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах и поговорках, считалках и заговорах... Так формировалась древнеславянская художественная культура.
Письменности в то время еще не было. Она возникла значительно позже, а когда появилась, навыками письма сперва овладели немногие. Да и материал, на котором приходилось писать, стоил очень дорого. Перга мен (особым образом выделанная телячья кожа) был очень ценен, и им владели, его хранили только обеспеченные люди. Правда, через некоторое время появился материал для письма попроще, доступный всем, — береста. Но долог ли срок хранения берестяной грамотки? Вспыхнул огонь — и нет ее.

Не случайно простой народ столетиями учился обходиться без письма — создавал фольклор.

Слово фольклор пришло в русский язык из английского в XIX веке, и означает оно в дословном переводе «народная мудрость» (folk — народ, lore — мудрость, знание). Однако в русском языке словом фольклор стали обозначать не только всю народную культуру, народное творчество, но и часть народной культуры, ее словесные формы — устное народное
творчество, народную словесность.

Устное народное творчество (фольклор) — это множество произведений, созданных народом в древние времена и в недавнем прошлом, передающихся из уст в уста, из поколения в поколение, это искусство звучащего слова. К нему относятся сказки и былины, легенды и предания, песни и обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки и другие
жанры.

Несмотря на то что произведения фольклора отличаются необычайным разнообразием форм, сюжетов, тем, всем им присущи общие черты:
устность существования (передача из поколения в поколение в устной форме);
традиционность изобразительно-выразительных средств языка (необходимость запоминать большой и разнообразный материал привела к появлению так называемых «словесных формул» — зачи нов, концо вок, при сказок, рефре нов, постоянных эпитетов и т. п.);
многовариантность, изменчивость текста (один и тот же сюжет может пересказываться по-своему разными сказителями; в одной и той же песне может быть разное количество куплетов, может отличаться припев, могут заменяться некоторые слова или имена и т. п.);
коллективность создания и распространения текста (невозможно назвать одного определенного автора произведения; каждый пересказывает услышанное на свой лад, а любой слушатель легко может стать рассказчиком; в разных местностях песни изменялись или дополнялись исходя из местных реалий — особенностей быта, обычаев, верований).
Кроме того, произведения устного народного творчества предназначались для определенных слушателей: они создавались народом и для народа.

Именно поэтому в большинстве произведений фольклора, например, прославляется трудолюбие и осуждается лень (разве мог человек из народа позволить себе ничего не делать?). Совокупность нравственных принципов, которые воспеваются в произведениях фольклора, получила название общенародного идеала. Он является общим для всех произведений устного народного творчества.

Необходимо вспомнить, что все произведения устного народного творчества предполагали непосредственный контакт исполнителя (творца) и слушателя, возможность включения элементов театрального действа, пения, музицирования. Все это способствовало формированию особой поэтики, где много значат ритм, рифма, выразительность живой разговорной речи.

Фольклор пережил века. Менялось русское государственное устройство, приходили и уходили правители, а бесхитростные на первый взгляд произведения продолжали рассказывать, петь, заучивать наизусть. Это не случайно, ибо фольклор — духовная история народа, его нравственная и эстетическая традиция, жизненный уклад. В произведениях устного народного творчества нашли отражение самые сокровенные мысли и чаяния простых людей, их понимание мира, их верования, представления о жизни, труде, о месте человека на Земле. Вот почему можно утверждать, что фольклор — важнейшая часть национальной художественной культуры, позволяющая воссоздать образ жизни и мировоззрение народа-создателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога