воскресенье, 26 мая 2013 г.

Сочинение на лингвистическую тему (Задание С2, третья часть ГИА по русскому языку)

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Вторая и третья части работы выполняются на основе прочитанного текста, который, как уже упоминалось, тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе, на живом, жизненном материале.
далее...

Лингвистическое сочинение – это творческая работа, предметом рассуждения или предметом сообщения которой является лингвистическое понятие. Конечно, его можно классифицировать так же, как и сочинение на литературную тему: это тоже сочинение-рассуждение, которое, как правило, является ответом на вопрос. Это размышление, в котором нужно объяснить, прокомментировать высказывание-тезис о языке или языковом явлении. Для этого нужно не только понять смысл высказывания, но и проанализировать исходный прочитанный текст (КИМы) с точки зрения этого тезиса и привести два примера-аргумента из этого текста, подтверждающие верность высказывания.


Причем это не сочинение на лингвистическую тему в строгом понимании этого слова, от учащегося не требуется покорения высот лингвистических знаний. Это очень простое задание проверяет осознанность полученных знаний и умение применять их на практике. 


Следует подчеркнуть, что такая «поверка алгеброй гармонии» дает возможность не только выявить оригинальность и неповторимость текста, но и лучше понять его содержание.     Ученый-энциклопедист П.А. Флоренский советовал дочери: «Когда читаешь… отдавай себе отчет в построении произведения, в особенностях языка… Надо понимать, как сделано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так, а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недочетами, капризами автора, на самом деле имеют цель…Иное кажется сперва случайным, но когда вдумаешься, то увидишь его необходимость, увидишь, что иначе было бы хуже».


Для того чтобы легче было начать рассуждать, можно поставить высказывание в форму вопросаНапример: Каким же образом верность данного высказывания подтверждается текстом? Какие примеры языка или языкового явления из текста подтверждают верность данного высказывания?


ПРИМЕР ТЕЗИСА-ВЫСКАЗЫВАНИЯ:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ:
Роль речевой характеристики в понимании характера персонажей текста.
Как говорит человек? Что понимать под вопросом «как»? Что можно сказать о человеке по его речи?

В девятом, выпускном, классе сочинение на лингвистическую тему представляет не только диагностику лингвистического понятия, но и иное, новое, осмысление языка как средства общения. Это может быть тема, иллюстрирующая понимание назначения пунктуационных знаков, а может быть и высказывание лингвиста или писателя о языке. Задача ученика – продемонстрировать себя как говорящего, который в разных жизненных ситуациях играет разные роли, осознать потребность в самовыражении с помощью языка. Такое осознание приводит к пониманию того, что язык – это не только система знаков, но и инструмент общения, такой важный и нужный ему, человеку, устанавливающему отношения с миром (друзьями, родителями, учителями). Это способ познать себя и жизнь.













Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога