суббота, 23 марта 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V КЛАССЕ (ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)


 Всего в году — 204 ч (из расчета 6 ч в неделю), из них на развитие связной речи — 36 ч
Язык — важнейшее средство общения (2 + 1*)
дальше...
Тема
Параграф учебника
Кол-во часов
Результаты обучения
Язык и человек. Язык и речь
§ 1—2
1
Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка.
Знать, чем отличается письменное общение от устного.
Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Уметь различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; уметь определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации
Язык и его единицы
§ 3
1
Знать единицы языка (предложение, слово, звук) и их роль в языке.
Уметь находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове
(Р) Стили речи
§ 4
1
Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.
Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания
Повторение изученного в начальных классах (17 + 3)
Тема
Параграф учебника
Кол-во часов
Результаты обучения
Состав слова
§ 5
1
Знать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова (морфемы); знать, какие слова называются однокоренными.
Уметь выделять в слове морфемы; находить однокоренные слова; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы)
Орфограмма
§ 6
1
Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знание того, что орфограмма — «точка» применения правила; усвоение понятия опознавательных признаков орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме.
Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; уметь находить орфограммы — гласные и согласные буквы в разных морфемах
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
§ 7
2
Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.
Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарем
Правописание проверяемых согласных в корне слова
§ 8
1
Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.
Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная Л, М, Н, Р); пользоваться орфографическим словарем
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
§ 9
1
Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.
Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне
Буквы И, У, А после шипящих
§ 10
1
Знать правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения.
Уметь правильно писать слова с буквами И, У, А после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем
Разделительные Ъ и Ь
§ 11
1
Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь.
Уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора
Раздельное написание предлогов с другими словами

§ 12
1
Усвоение понятия орфограммы-пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знание о совпадении по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок; знание того, что предлог — слово, приставка — часть слова. Знание правила раздельного написания предлогов со словами; знание правила дефисного написания предлогов из-за, из-под; знание падежа, с которым употребляются указанные предлоги.
Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму — слитное и орфограмму — раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельного написания; уметь писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи
Диктант

1

(Р) Текст.
Обучающее изложение. (По Г. А. Скребицкому)
§ 13, упр. 66
1
Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте).
Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план
Части речи.
Глагол
§ 14—15
1
Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи.
Знать об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.
Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия.
Уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени
-ТСЯ и -ТЬСЯ
в глаголах.
Личные окончания глаголов.
НЕ с глаголами
§ 16, 18
1
Знать опознавательный признак орфограммы : [ца] на конце глагола; способ определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ. Знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании НЕ с глаголами.
Уметь находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ.
Уметь выделять личные окончания глаголов; писать Е или И в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу
(Р) Тема текста
§ 17
1
Знание о теме текста (широкие и узкие темы высказывания, микро-темы).
Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы)
Имя существительное
§ 19
1
Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения). Знать об употреблении и неупотреблении на письме Ь после шипящих на конце слова у существительных; об употреблении Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе



Уметь ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного. Уметь правильно употреблять Ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разбирать имена существительные по образцу 
Имя прилагательное

§ 20
1
Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; знать об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными.
Знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу).
Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу.
Уметь пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний 
(Р) Сочинение по картине. Устное описание картины (А. А. Пластов. «Летом»)
упр. 106

Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине.
Уметь устно описывать изображенное на жанровой картине 
Местоимение
§ 21
1
Знать о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов.
Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов 
(Р) Основная мысль текста
§ 22
1
Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия основной мысли текста.
Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; уметь редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли; уметь писать сочинение повествовательного характера на заданную тему (рассказ о случае из жизни) 
Повторение материала по разделу

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1
Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (29 + 7)
Тема
Параграф учебника
Кол-во часов
Результаты обучения
Синтаксис.
Пунктуация
§ 23—24
1
Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания.
Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; уметь разграничивать знаки препинания по их функции
Словосочетание
§ 25
2
Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании.
Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов  в  словосочетании;  уметь  использовать для выражения одинакового смысла словосочетания http://www.prosv.ru/ebooks/ladizenskaya_russkii_5/images/3-1.jpgи http://www.prosv.ru/ebooks/ladizenskaya_russkii_5/images/3-2.jpg; уметь составлять словосочетания по образцу; уметь выделять словосочетания из предложений
Разбор словосочетания
§ 26
1
Знать порядок разбора словосочетания.
Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме
Предложение
§ 27
1
Знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения).
Усвоение понятия «опознавательный признак» для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца). Знать знаки завершения. Понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего.
Уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами
(Р) Сжатое изложение (В. П. Катаев)
упр. 137
2
Знать способы сжатия текста.
Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст
Виды предложений по цели высказывания
§ 28
1
Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений.
Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания; опираться на вопросительные слова при составлении вопросительных предложений; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации
Восклицательные предложения
§ 29
1
Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений.
Уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять
(Р) Устный анализ тем сочинений.
Сочинение на свободную тему
упр. 153—154
1
Знать о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения (разговорный: рассказ о памятном дне в школе).
Уметь распознавать широкую и узкую тему сочинения; уметь определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему
Члены предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее
§ 30—31
1
Знать, что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого.
Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов
Сказуемое
§ 32
1
Знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); чем определяется выбор способа выражения сказуемого.
Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации
Тире между подлежащим и сказуемым
§ 33
1
Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительные в именительном падеже); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции.
Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему
Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения
§ 34—35
1
Знать определение распространенных и нераспространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия).
Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами
Дополнение
§ 36
1
Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения.
Знать о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным в винительном падеже без предлога.
Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями
Определение
§ 37
1
Знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания.
Уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания
Обстоятельство
§ 38
1
Знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания.
Уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания.
Уметь различать второстепенные члены предложения; уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам
Предложения
с однородными членами
§ 39
1
Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; предложения с однородными членами, связанные только интонацией перечисления (без союзов).
Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления
Знаки препинания в предложениях
с однородными членами
§ 40
2
Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация при бессоюзии, союз при союзной связи); функцию запятой между однородными членами — знака разделения; знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; знать схемы предложений с однородными членами.
Уметь по опознавательным признакам находить места́ постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами ИАНО; составлять схемы предложений с однородными членами.
Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие)
Предложения с обращениями
§ 41
1
Знать определение обращения; знать об интонации, с которой произносится обращение; знать опознавательный признак выделения обращения на письме — звательную интонацию; функцию знаков препинания в предложении с обращением — знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; знать о возможности смешения подлежащего и обращения.
Уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего
(Р) Письмо
§ 42
1
Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи.
Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме
Синтаксический разбор простого предложения
§ 43
1
Знать порядок синтаксического разбора простого предложения.
Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; уметь определять стиль речи, к которому относится устный разбор
(Р) Основная мысль в сочинении по картине (Ф. П. Решетников. «Опять двойка»)
упр. 219
2
Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.
Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль
Пунктуационный разбор простого предложения
§ 44
1
Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения.
Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения
Простые и сложные предложения
§ 45
2
Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в сложном — наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного — знака разделения; знать правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений; знать о возможности смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами А, И.
Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой
в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами АИ
Синтаксический разбор сложного предложения
§ 46
1
Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения; уметь составлять план сообщения на лингвистическую тему
(Р) Заголовок и основная мысль текста
упр. 234
1
Знать, что заголовок отражает основную мысль текста; знать типы речи; языковые средства, помогающие автору в изображении животного. Описание и повествование.
Уметь выбирать заголовок из указанных в соответствии с основной мыслью текста; определять тип речи; выявлять языковые средства, помогающие автору в изображении животного
 Контрольный диктант

1

Прямая речь
§ 47
2
Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении слов автора после прямой речи и перед ней; знать опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; схемы предложений с прямой речью.
Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места́ употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме
Диалог
§ 48
1
Знать, что такое диалог, реплика. Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога.
Уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог
Повторение

1

Диктант с грамматическим заданием

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 + 3)
Тема
Параграф учебника
Кол-во часов
Результаты обучения
Фонетика.
Гласные звуки
§ 49—50
2
Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков.
Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции
Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие
§ 51, 53
1
Знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами транскрипции ([’]).
Уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; использовать скороговорки для овладения правильным произношением некоторых звуков
Позиционные чередования гласных и согласных
§ 52
2
Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются; знать правило произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ в словах типа что, конечно.
Уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных; уметь правильно произносить указанные слова
(Р) Повествование. Обучающее изложение
с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка»)
§ 54, упр. 275
1
Знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование.
Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст
Согласные звонкие и глухие
§ 55
2
Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; о звукописи; о позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение).
Уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах глухие и звонкие согласные; различать позиционные чередования согласных в словах
Графика.
Алфавит
§ 56—57
1
Знать, чем отличается устная речь от письменной; знать о различии между звуками и буквами; знать предмет изучения графики и каллиграфии; знать русский алфавит и его назначение.
Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять сходство в начертании букв; уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; уметь находить и исправлять ошибки в названиях букв
(Р) Описание предмета.
Сочинение-описание или сочинение
с элементами описания
§ 58, упр. 295
1
Знать понятие «описание»; особенности описания в научном и разговорном стиле.
Уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст (сочинение-описание) ученика; письменно описывать предмет в разговорном стиле
Обозначение мягкости согласных
с помощью Ь
§ 59
2
Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных.
Уметь находить в словах мягкий согласный; уметь употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарем; уметь разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
§ 60
1
Знать о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях.
Уметь различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему в русском языке
6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих
Орфоэпия
§ 61
1
Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях.
Уметь правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки
Фонетический разбор слова
§ 62
1
Знать порядок фонетического разбора слова.
Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов
Повторение

1

Диктант и проверочная работа

1

(Р) Описание предметов, изображенных на картине (И. И. Машков. «Натюрморт с маками и васильками»)
упр. 317
1
Знакомство с натюрмортом; композиция.
Уметь устно описывать предметы, изображенные на картине
Лексика. Культура речи (8 + 2)
Тема
Параграф учебника
Кол-во часов
Результаты обучения
Слово и его лексическое значение
§ 63
1
Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова».
Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова
Однозначные и многозначные слова
§ 64

1

Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.
Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов
Прямое и переносное значение слов
§ 65
1
Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях.
Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением
Омонимы
§ 66
1
Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров).
Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи
Синонимы
§ 67
2
Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).
Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов
(Р) Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»)
упр. 358
1
Устное и письменное описание изображенного на картине. Описание предмета с использованием синонимов-прилагательных.
Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов
Антонимы
§ 68
1
Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи.
Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи
Повторение

1

(Р) Подробное изложение (К. Г. Паустовский. «Первый снег»)
упр. 367
1
Знать о роли деталей в художественном описании предмета.
Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 + 4)
Тема
Параграф учебника
Кол-во часов
Результаты обучения
Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов
§ 69—70
1
Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова.
Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; уметь отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова
Окончание. Основа слова
§ 71—72
1
Знать определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении; способ обозначения нулевого окончания. Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение.
Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных; уметь соотносить окончание с его грамматическим значением. Уметь выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах
(Р) Сочинение по личным впечатлениям
упр. 378
1
Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции.
Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям
Корень слова
§ 73
2
Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов; что однокоренные слова могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи.
Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; уметь находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам
(Р) Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе»)
§ 74, упр. 389
1
Знать о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование).
Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; использовать структуру рассуждения при создании текста-повествования.
Уметь создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера
Суффикс
§ 75
2
Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса.
Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов
Приставка
§ 76
1
Знать определение приставки, смысловое значение приставки.
Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем
(Р) Выборочное изложение с изменением лица
упр. 407
1
Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста).
Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика
Чередование звуков. Беглые гласные
§ 77—78
2
Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных О и E с нулем звука в одной и той же морфеме.
Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и E в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам
Варианты морфем
§ 79
1
Знать понятие «варианты морфем».
Уметь различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам
Морфемный разбор слова
§ 80
1
Знать порядок морфемного разбора слова.
Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова
Правописание гласных и согласных в приставках
§ 81
1
Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на З- (С-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции.
Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем
Буквы З и С на конце приставок
§ 82
2
Знать правило написания букв З и С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями
Буквы О — А
в корне
-ЛАГ- —
-ЛОЖ-
§ 83
1
Знать правило написания букв О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ-.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем
Буквы О — А
в корне
-РАСТ- —
-РОС-
§ 84
2
Знать правило написания букв О — А в корне -PACT- — -РОС-; знать слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных
в корне.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем
Буквы Ё — О после шипящих в корне
§ 85

1

Знать правило написания букв Ё — О после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении
Буквы
Ы — И
после Ц
§ 86
1
Знать правило написания букв Ы — И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы — И после Ц в разных частях слова
Повторение

1

Контрольный диктант

1

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

1

(Р) Сочинение-описание изображенного на картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»)
упр. 457
1
Знать о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморта.
Уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание
Морфология. Орфография. Культура речи
Тема
Параграф учебника
Кол-во часов
Результаты обучения
Самостоятельные и служебные части речи
§ 87
1
Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; 3 группы частей речи; знать о месте причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи.
Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания 
Имя существительное (20 + 4). Имя существительное как часть речи
§ 88
2
Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении.
Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных 
(Р) Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение
§ 89
1
Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении.
Уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение самостоятельного характера 
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
§ 90
1
Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными.
Уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные 
Имена существительные собственные и нарицательные.
Большая буква в именах собственных
§ 91
2
Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные.
Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.
Уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена; заглавия книг, газет и т. п. писать с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний 
(Р) Элементы рассуждения в повествовании.
Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница»)
упр. 496
1
Знать структуру рассуждения, повествования.
Уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста 
Морфологический разбор имени существительного
§ 92
1
Знать порядок морфологического разбора имени существительного.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного 
Род имен существительных
§ 93
1
Знать о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.
Уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных 
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
§ 94
1
Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа.
Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь точно, уместно использовать указанные существительные в речи 
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
§ 95
1
Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах.
Уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют форму только множественного или единственного числа; уметь точно, уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного числа, в речи 
Три склонения имен существительных
§ 96
1
Знать о склонении имен существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного.
Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные 
Падеж имен существительных
§ 97
1
Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы.
Уметь определять падеж существительного; уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении 
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
§ 98
3
Знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе; знать порядок рассуждения для применения правила.
Уметь найти существительные с изучаемой орфограммой; уметь правильно писать гласные Е, И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ); графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи 
Контрольный диктант

1

(Р) Изложение с изменением лица
упр. 546
1
Знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, для более точного выражения мыслей.
Уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица 
Множественное число имен существительных
§ 99
2
Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на , , , ; об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, места́ и т. д.; правописание существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа.
Уметь правильно склонять существительные во множественном числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т. д.)  и  родительного  (ботинок,  мест и т. д.)  падежей множественного числа; правильно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т. д.); графически обозначать условия выбора правильных написаний 
Правописание О — Е после шипящих и Ц
в окончаниях существительных
§ 100
1
Знать правило правописания О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Уметь правильно писать О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь находить орфограммы-буквы О — Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами 
Повторение и проверочная работа

1

(Р) Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»)
упр. 564
1
Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому.
Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; уметь составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников 
Диктант

1





Имя прилагательное (12 + 4)
Имя прилагательное как часть речи


§ 101


3


Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи.
Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи 
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
§ 102 
Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ЫЙ, -ИЙ, -ОЙ) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать ход рассуждения, помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательного; знать правило написания букв О — Е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на  -ЫЙ, -ИЙ, -ОЙ  в  форме мужского рода); уметь правильно  
ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний 
(Р) Описание животного. Изложение (А. И. Куприн. «Ю-ю»)
§ 103, упр. 587
1
Знать структуру текста типа описание; описание животного в художественном стиле; задачи художественного описания животного; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании.
Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания 
Прилагательные полные и краткие
§ 104
2
Знать о полной и краткой форме прилагательных; о грамматических особенностях кратких форм прилагательных; об их синтаксической роли; знать правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий.
Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания 
(Р) Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»)
упр. 599
1
Знать об общем в разных видах описания; о специфике описания животного, изображенного на картине; описание в разговорном стиле.
Уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле
Морфологический разбор имени прилагательного
§ 105
1
Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного 
(Р) Сочинение «Как я испугался»

1
Уметь составлять собственный текст по указанному плану, включать в повествовательный текст разговорного стиля элементы описания животного 
Повторение

1

Диктант и проверочная работа

1

Резервный урок

1

(Р) Сочинение «Наши друзья — животные»

1
Уметь составлять собственный текст — описание животного на основе личных впечатлений; пользоваться прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли 
Глагол (36 + 6)
Глагол как часть речи

§ 106

2

Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола 
НЕ с глаголами
§ 107
3
Знать правило написания НЕ с глаголами; знать нормы правильного ударения в указанных глаголах с частицей НЕ.
Уметь правильно писать глаголы с НЕ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с НЕ в речи; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах с частицей НЕ 
(Р) Рассказ
§ 108, упр. 623—624
2
Знать о рассказе как об одном из видов повествования; знать о композиции рассказа; знать главное в рассказе.
Уметь составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам 
Неопределенная форма глагола
§ 109
4
Знать, что неопределенная форма глагола — это начальная форма; знать окончание неопределенной формы. Знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме; о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи.
Уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания; правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; уметь правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; уметь рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания 
Правописание -ТСЯ
и -ТЬСЯ
в глаголах
§ 110
3
Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; знать
о произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ-.
Уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать
-ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; уметь употреблять в речи глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ 
Виды глагола
§ 111
2
Знать о видах глагола, об их значениях; о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи 
Буквы Е — И
в корнях с чередованием
§ 112
3
Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е — И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями
с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Уметь правильно писать слова с чередованием Е — И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением 
(Р) Невыдуманный рассказ о себе
§ 113
1
Знать, что главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие; знать о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе.
Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его 
Контрольный диктант

1

Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте

1

Время глагола
§ 114
1
Вспомнить сведения о трех временах глагола.
Уметь определять времена глаголов 
Прошедшее время
§ 115
1
Знать об изменении глаголов в прошедшем времени; знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал, понял, поняла и др.).
Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; правильно писать безударную гласную перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; графически объяснять условия выбора правильных написаний; соблюдать правильное ударение в глаголах в прошедшем времени (понимал, понял, поняла и др.) 
Настоящее время
§ 116
1
Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.).
Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи 
Будущее время
§ 117
1
Знать формы (простую и сложную) будущего времени; знать об образовании форм будущего времени.
Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи 
Спряжение глаголов
§ 118
1
Знать, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и II спряжения.
Уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам 
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
§ 119
4
Знать способ определения верного написания безударного личного окончания глагола.
Уметь применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том числе в глаголах с чередованием согласных); графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять глаголы-синонимы в речи 
Морфологический разбор глагола
§ 120
1
Знать порядок морфологического разбора глагола.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола 
 (Р) Сжатое изложение
с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»)
упр. 701
1
Уметь производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица 
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
§ 121
2
Знать правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Уметь находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания 
Употребление времен
§ 122
2
Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом.
Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого 
(Р) Употребление «живописного настоящего» в повествовании
упр. 709— 710
1
Уметь составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования 
Повторение

1

(Р) Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»)
упр. 715
1
Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа.
Уметь составлять рассказ на основе изображенного (по воображению) 
Диктант и проверочная работа

1

Резервный урок

1

Повторение и систематизация изученного (6 + 2)
Тема
Параграф учебника
Кол-во часов
Результаты обучения
Разделы науки
о языке 
§ 123 
Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; систематизация изученного по фонетике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации.
Уметь рассказывать о назначении русского языка, о разделах науки о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; уметь классифицировать звуки русского языка по известным характеристикам; уметь определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются; уметь классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях
(Р) Сочинение на одну из тем по выбору
упр. 732
1
Повторение знаний о типах текстов (описание, рассуждение, повествование), их структурных и речевых особенностях.
Умение создавать текст одного из типов по выбору
Орфограммы
в приставках
и в корнях слов
§ 124
1
Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке, о буквенных и небуквенных орфограммах, об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении.
Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать
Орфограммы
в окончаниях слов
§ 125
1
Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении.
Уметь группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать
Употребление букв Ъ и Ь.
Раздельные написания
§ 126
1
Знать о различных функциях буквы Ь, об условиях выбора буквы Ь, букв Ъ и Ь разделительных; о выборе раздельных написаний предлогов, частицы НЕ с глаголами; о выборе больших букв в именах собственных и употреблении кавычек в названиях книг и др.; о графическом обозначении орфограмм.
Уметь группировать слова с буквой Ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными Ъ и Ь, орфограммами — раздельным написанием и орфограммой — большой буквой; графически обозначать условия выбора верных написаний
Знаки препинания в простом и сложном предложениях
§ 127
1
Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе.
Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях
(Р) Заключительный урок

1
Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год

      * Часы, отведенные на развитие связной речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога