воскресенье, 3 марта 2013 г.

«Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист». Урок III

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист». Урок III

Зачем я жил? Для какой цели я родился?
M. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

I. «Журнал Печорина» как средство самораскрытияего характера

На уроках нужно организовать наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого необходимо обучение интерпретации ключевых эпизодов из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера, и способов создания психологических характеристик героев.Важно обратить внимание на то, как под пером Лермонтова реальные факты его биографии становятся художественными.
дальше...Из обычного жизненного случая в творческой лаборатории писателя рождается запоминающееся событие, имеющее обобщенный характер, помогающий понять и самого автора, и душу его героя.

II. «Тамань»

Следует сообщить, что в Тамань Лермонтов приехал в сентябре 1837 года. Он задержался в этом «скверном горо дишке», ожидая корабль, на котором собирался отправить ся в Геленджик, и провел несколько дней в полуразвалив шейся хате старой казачки Царицихи. Испугавшись, она ошибочно приняла поручика за агента царской тайной полиции, который якобы хочет обнаружить контрабанди стов. По соседству жила молодая татарка, женщина редкой красоты, муж которой был связан с контрабандистами. Встретил Лермонтов и слепого мальчика по имени Яшка, который позднее служил звонарем в местной церкви и рас сказывал проезжающим, как он общался с поэтом и при служивал ему.
.

Вопросы и задания к главе «Тамань»

Эпизод 1. Проанализируйте диалог слепого и девушки ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» к загадке контрабандистов?

Эпизод 2. Проанализируйте портрет девушки ундины и рассуждения Печорина о женской красоте со слов «Вдруг что то похожее на песню поразило мой слух» до слов «...те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни». Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

Эпизод 3. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке со слов «Часа через два, когда все на при стани умолкло...» до слов «...что я ничего не мог расслышать». Дайте оценку Печорину в этой сцене. Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми?
— Что удивило Печорина в жителях Тамани? Подтвер дите свои мысли цитатами.
— Почему Печорин называет контрабандистов «чест ными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? (Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975. —С. 87—98.)
— Какую позицию Печорина по отношению к людям подчеркивает автор?
— Какой смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

Индивидуальное задание
Ha основе книги Н. Г. Долининой (Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975. —С. 87—98.) подготовить сообщение о языке повести «Тамань», сравнив его с языком романа "Вадим».


Вывод

События «Тамани» помогают понять характер Печорина, показывают, сколько сложного и необъяснимого содержится в его душе, как в жизни переплетаются причины поступков и их следствия. Печорин не мог предположить, что, следя за контрабандистами из любопытства, он повлиял на судьбы этих людей.
Лермонтов предстает в «Тамани» мастером слова. По воспоминаниям Д. В. Григоровича, в повести «...не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано! Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах».

III. «Княжна Мери»

Начать разговор о «Княжне Мери» можно с сообщения о некоторых прототипах героев повести. Это необходимо, чтобы школьники еще раз убедились, как талант писателя преображает факты жизни в факты искусства. Жанр «Княжны Мери» — дневник. В нем содержится 16 записей с точными датами: с 11 мая по 16 июня. Только последняя запись (о дуэли) сделана позже — через полтора месяца в крепости у Максима Максимыча. Предположим, зачем Лермонтову нужно было создать иллюзию реального времени.


Вопросы и задания к главе «Княжна Мери»

1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли герой в соблюдении этой жизненной позиции?

2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими? Как его характе ризуют отношения с Вернером и Грушницким?

3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру?

Найдите объяснение этому в записях от 16 и 23 мая.
Эпизод 1. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь с самого детства...» до слов «Это меня не огорчит нимало».
Эпизод 2. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в эпизоде раскрывается ум и неординарность характера Мери? Каким мы видим в эпизоде Печорина?

4. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в себе? Как это его характеризует?
5. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
6. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспомина ниях Печорина? Каково поведение Печорина в сцене дуэли? Какие положительные и отрицательные черты подчеркивает
в нем автор? Достоин ли герой сочувствия? Или осуждения?
7. Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей?

Индивидуальное задание

Проанализировать интонации Печорина в его записях о природе и о людях. Отличается ли их пафос?
Вывод
Печорин полон интереса и к людям, и к природе, и к себе самому. Он ищет новых впечатлений и приключений, следуя зову свободной воли, испытывая свой ум, проницательность и находчивость. Познавая себя, он ищет смысла жизни. Но, дитя испорченного века, он заражен индивидуализмом и, пытаясь отделить себя от «водяного общества», все же остается его порождением, убеждаясь в бессмыс ленности бытия (все его поступки лишь разрушают, а не
созидают) и невозможности найти жизненную цель.

IV. «Фаталист»

Проблемные вопросы
•Нужна ли в романе повесть «Фаталист», ведь характер Печорина уже понятен, а его жизненная философия потерпела крах?
•Почему, несмотря на «насыщенную гордость», счастья он так и не обрел?

Эти вопросы помогают понять, что в «Фаталисте» Лермонтов в наибольшей степени предстает как писатель-философ. Его интересуют не просто люди, проблемы их взаимоотношений и причины поведения. Он замахнулся на высшее: разгадать загадки самой Судьбы.

Вопросы и задания к главе «Фаталист»

1. Зачем Лермонтов указывает, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича, видел в его лице «печать смерти»? Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему?
2. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Почему, убедившись, что предопределение существует, Печорин все же хочет испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
3. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неодноначно и почему?
4. К кому из героев относится название главы? Какой смысл при этом выявляется?
5. Отличаются ли фатализм Вулича и фатализм Печорина?
6. Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
7. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он и начинается, и заканчивается в крепости N?

Индивидуальные задания
1. Сопоставить Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»).
2. Сопоставить язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.
Вывод
B «Фаталисте» Лермонтов пытается обсудить с читателем вечные проблемы бытия: проблемы жизни и смерти, судьбы и воли. Печорин, стремясь вырваться из порочного круга своего общества, раздумывает о смерти, идет на риск, не дорожит собой. Но его «высокое предназначение», «необъятные силы» помогают ему, веря в судьбу, все же бросить ей вызов и победить. Его фатализм — в стремлении идти наперекор судьбе, «искать бури», действовать,
самостоятельно распоряжаться своей жизнью.


Итог уроков
Печорин предстает в «Журнале...» человеком, глубоко чувствующим и страдающим.
Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки.
Понимая, что от судьбы не уйти, он все же не хочет покориться, противопоставляя себя и веку, и обществу, и даже смерти.
Но разомкнуть круг жизни он все -таки не может.
Поэтому роман заключен в композиционное «кольцо»: действие и начинается, и заканчивается в крепости.
Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализе, сюжетно-композиционных особенностях романа.


Домашнее задание

Проанализировать письменно один из эпизодов «Журнала Печорина» или подготовить развернутый план ответа на проблемный вопрос: «Каким образом автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина?» (по выбору).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога