русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

четверг, 27 декабря 2012 г.

НАРЕЧИЕ


НАРЕЧИЕ
Теоретические сведения и языковой анализ
Наречие и его грамматические признаки
      Наречие — часть речи, в которую входят неизменяемые слова, обозначающие обычно признаки действия, состояния или качества и т. п. (отвечают на вопросы где? куда? когда? как? в какой степени? и др.). Например: 1. Вдалеке заиграла музыка. 2. Я сегодня увидел в пуще след широких колес на лугу. 3. Сердито бился дождь в окно. 4. Кругом телеги стояло шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга.

среда, 19 декабря 2012 г.

А. П. ЧЕХОВ. «ХАМЕЛЕОН»


Тогда человек станет лучше, когда вы покажете  ему,  каков  он  есть.
А. П. Чехов

"Муму". Урок V. Смысл финала.

Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.
Подготовка к сочинению
      Определим тему сочинения так: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

"Муму" Урок IV. «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню


«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню
       I. Проверка домашнего задания
   Последние пункты плана.
      7. Осада каморки Герасима.
      8. Прощание с Муму.
      9. Возвращение на родину.

"Муму". Урок III. Герасим и Муму


Герасим и Муму
  
Капитон Климов, башмачник
      Капитон Климов, «пьяница горький», был башмачником у старой барыни.

"Муму". Урок II. История отношений Герасима и Татьяны

II. История отношений Герасима и Татьяны
      Комментированное чтение
      Читаем отрывок, посвященным этой теме (от слов: «Так прошел год...» (с. 211) — до слов: «...и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками» (с. 222).
      По ходу рассказа поясняем (при необходимости выписываем) незнакомые слова.
      «Климов почитал себя... человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить...» — столицей России в то время был Петербург.
      Передадим иронию в описании Гаврилы: «Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом».
      «Женить-с», «можно-с», «хорошо-с» — так часто отвечали подчиненные своим начальникам, показывая им свою преданность.

      — О чем говорит нам факт, что комната дворецкого Гаврилы «была почти вся загромождена коваными сундуками»?
    
      — Почему автор пишет о Татьяне, что «красота с нее очень скоро соскочила»?
      «За обедом кастелянша...» — вся дворня обедала вместе.
      При чтении передадим иронию:
      «Правда, кастелянша, как только прибежала в девичью, тотчас упала в обморок и вообще так искусно действовала, что в тот же день довела до сведения барыни грубый поступок Герасима...»
      Выпишем мнение Гаврилы о Герасиме:
      «... все же он существо бессловесное...»
      Дочитав до абзаца: «Появление Капитона прервало нить Гаврилиных размышлений», прервемся и подведем небольшие итоги тому, что мы узнали. Запишем на доске в столбик имена главных героев этой истории:

Герасим
башмачник Капитон Климов
прачка Татьяна
дворецкий Гаврила

      Читаем разговор Гаврилы с Капитоном. Очень важно точно передать интонации героев, характеры дворецкого и башмачника.

      Разговор Гаврилы с Татьяной
      — Почему Татьяна согласилась изображать пьяную?
      — Как вы думаете, поверил ли Герасим тому, что Татьяна пьяна? Почему он толкнул ее к Капитону? Что он хотел этим сказать?
      
      «Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с ней в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону». В этой сцене мы видим, что все дворовые объединились против Герасима, против возможного проявления его собственной воли, защищая внезапное желание барыни.

      — Как мы узнаем о переживаниях Герасима?
      — Почему барыня решает женить Капитона на Татьяне? Что это: самодурство или каприз?

      Каприз — это мелкая прихоть, причуда.
      Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.

    

      Домашнее задание
      Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев:
      1) Гаврилы;
      2) Капитона;
      3) Татьяны.
      На основе этих записей нужно составить рассказы об этих героях.
      Перечитать рассказ со слов: «Все это происходило весною» (с. 222) — до слов: «...Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму» (с. 233).

вторник, 11 декабря 2012 г.

"Муму" Урок I. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола


Портрет Герасима. Сравнение, гипербола
      — Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?
      — Что мы узнали о барыне?
      В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
      — Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?

четверг, 6 декабря 2012 г.

Деепричастие (Литневская)


Деепричастие
Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи  или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ Теоретические сведения и языковой анализ


Деепричастие и его грамматические признаки
      Деепричастие —  часть речи (особая неизменяемая форма глагола), обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещающая признаки глагола и наречия. Деепричастие отвечает на вопросы как? каким образом? почему? что делая? что сделав? и др.
      Деепричастия бывают:
      — несовершенного вида (например, читать — читая, рисовать — рисуя, слышать — слыша) и совершенного вида (например, прочитать — прочитав, нарисовать — нарисовав, закричать — закричав);
      — невозвратными (примеры выше) и возвратными (например, обращаться — обращаясь, обратиться — обратившись).
      Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида путем прибавления суффиксов -а- (-я-). Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -в-,-вши-, -ши-.
      Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов, например: читать газету — читая газету, встретиться с другом — встретившись с другом.

Морфологический разбор деепричастия

      Порядок разбора
      I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
      II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность.
      III. Синтаксическая роль.
      Образец разбора
      Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь3 заметить хоть легкий след раскаяния. (М. Лермонтов)

Употребление видо-временных форм причастий и деепричастий

      Запомните: при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения.
      Неправильный вариант: Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты(причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием, происходившим в прошлом). Исправленный вариант: Политики, еще вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имевшие употреблено в форме прошедшего времени).
      Неправильный вариант: Испытывая прибор, мы получили неожиданные результаты(деепричастие испытывая имеет несовершенный вид. Исправленный вариант: Испытав прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытав имеет совершенный вид).

УПРАЖНЕНИЯ

Упр. 123. Прочитайте текст и выполните задания.
      Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь3, запоминая3, замечая3 и изучая3. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. (Д. Лихачев)

      1. Найдите в тексте деепричастия.
      2. Определите их вид.
      3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.
      4. Определите синтаксическую функцию деепричастий в тексте. Обратите внимание на авторские знаки препинания.
      5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упр. 124. От глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями. Назовите глаголы, от которых деепричастия несовершенного вида не образуются.
      Формулировать, мочь, беспокоиться, заведовать, киснуть, дышать, резать, разрушать, вить, кружить, признавать, тереть, наслаждаться, гаснуть, стирать, беречь, стучать, жать, отдыхать, пахать, дрожать, писать, бить.
Упр. 125. От глаголов образуйте деепричастия совершенного вида, обозначьте суффиксы, подчеркните гласную перед суффиксами -вши, -в-. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями.
      Привезти, увлечься, выполнить, сформулировать, просеять, забежать, разместить, познакомиться, протереть, обидеться, сберечь, растеряться.

Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?      а) расправь, выпав, пройдя, разговаривая
      б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя
      в) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
      г) навзничь, объевшись, белая, двигая
2. Сколько деепричастий в предложении?      Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
      а) 2
      б) 3
      в) 4
      г) 5
3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?      а) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное
      б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное
      в) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
      г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?      Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
      а) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
      б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
      в) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
      г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства

Упр. 126. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

      1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2) Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4) Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5) Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6) В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7) Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

 Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени

      Запомните: выбор суффикса действительных причастий -ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-), а также суффикса страдательных причастий -ом- (-ем-) или -им- зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие.
Суффиксы -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- пишутсяСуффиксы -ащ-, -ящ-, -им- пишутся
в причастиях, образованных от глаголов I спряжения:
дремлющий (дремать —  I спр.)
шепчущий (шептать — I спр.)
читаемый (читать — I спр.)
в причастиях, образованных от глаголов II спряжения:
строящий (строить — II спр.)
вертящий (вертеть — II спр.)
слышимый (слышать — II спр.)
Упр. 127. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.
      а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;
      б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.
Упр. 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.
      1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)

Гласные перед н и нн в причастиях
и отглагольных прилагательных

      Запомните:
      — если причастие образовано от глагола на -ать (-ять), то перед н пишется -а (-я)увешать увешанный, увешан; затеять  затеянный, затеян;
      — если причастие образовано от других глаголов, то перед н пишется езасучить  засученный, засучен; оклеить  оклеенный, оклеен.
Упр. 129. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
      1) Тесто хорошо замеш...но. Сосед оказался замеш...н в неприятную историю. 2) Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...ые браконьерами утки все же спрятались в тростнике. 3) Стены комнаты были обкле...ны веселыми обоями. 4) Потер...ая книга случайно нашлась. 5) Замеч...ые вовремя недостатки удалось легко исправить. 6) На засе...ых ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7) Работа была оконч...на своевреенно.

 Н и нн в суффиксах причастий
и отглагольных прилагательных

      В соответствии с орфографическими нормами русского языка в суффиксах полных страдательных причастий всегда пишется нн (выглаженный, наклеенный), а в суффиксах кратких причастий — н (книга прочитана, обои наклеены). Сложности в правописании нн и н в причастиях связаны с необходимостью отличать причастия от отглагольных прилагательных, которые в полной форме обычно имеют одно н (глаженый костюм), а в краткой форме — столько, сколько и в полной (девочка воспитанная — девочка воспитанна).
      Для разграничения причастий и отглагольных прилагательных и выбора написания н и нннеобходимо руководствоваться следующими правилами:
НН пишется:Н пишется:
1) если в слове есть приставка (кроме не-): загруженный, выстиранный1) если в слове нет приставки или есть приставка не-:
груженый, стираный, некрашеный
2) если есть зависимые слова: груженная углем баржа2) если нет зависимых слов: груженая баржа
3) если есть суффикс -ова- (-ева-), -ирова-балованный, командированный3) в прилагательных кованый, жеваный (-ов-/-ев-)входят в состав корня
4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: брошенный (бросить), купленный (купить)
Исключение: раненый, названый брат, посаженый отец, приданое невесты
4) если слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида: сушеный (сушить), моченый (мочить)
Исключение: данный, деланный, слышанный, читанный, виданный, виденный, желанный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный
5) в кратких прилагательных (их можно заменить другими прилагательными или поставить в сравнительную степень):дети капризны и избалованны (более избалованны)5) в кратких причастиях (их можно заменить глаголами): вещь брошена (ее бросили),
дети избалованы родителями (их избаловали)
Упр. 130. Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.
      Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.
Упр. 131. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
      Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.

Упр. 132. Объясните различия в написании созвучных слов.
      1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.
      2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
      3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.
Упр. 133. Замените придаточные предложения причастными оборотами.
      Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.
      1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
Упр. 134. Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн.
      Образец: реш...ная задача — задача решена.
      Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.
Упр. 135. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.
      1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.

Тестовые задания

1. B каком слове пишется буква Ю?      а) вер...щий в чудо
      б) но...щий зуб
      в) чист...щий порошок
      г) жал...щая оса
2. B каком слове пишется буква У?      а) чин...щий мебель
      б) вяж...щее средство
      в) ссор...щиеся дети
      г) стро...щийся объект
3. В каком слове пишется буква Е?      а) сдерж...нный тон
      б) услыш...нный звук
      в) замеш...нное тесто
      г) растер...нный взгляд
4. В каком слове пишется одна Н?      а) закопчен...ые стены
      б) трава подстрижен...а
      в) неждан...ый
      г) слышан...ая мною история
5. В каком слове пишется одна Н?      а) свежезаморожен...ые овощи
      б) швы отстрочен...ы
      в) перевязан...ая рука
      г) вязан...ые бабушкой носки
6. В каком слове пишется одна Н?      а) общепризнан...ое мнение
      б) сушен...ые в печи грибы
      в) стилизован...ый интерьер
      г) морожен...ая рыба
7. В каком слове пишется одна Н?      а) обоснован...ый вывод
      б) избалован...ый ребенок
      в) площадь оцеплен...а
      г) асфальтирован...ая улица
8. В каком слове пишется НН?      а) ранен...ый боец
      б) кожан...ое кресло
      в) юн...ый возраст
      г) воспитан...ый человек
9. В каком предложении содержится слово с двумя НН?      а) Работа выполнен...а безупречно.
      б) Задача решен...а правильно.
      в) Девушка хорошо воспитан...а родителями.
      г) Учительница строга и сдержан...а.
10. В каком предложении содержится слово с двумя НН?      а) Участки застроен...ы.
      б) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.
      в) Во двор въехала гружен...ая машина.
      г) Поля засеян...ы пшеницей.
11. В каком ряду есть «третье лишнее»?      а) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки
      б) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а
      в) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок
      г) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость

среда, 5 декабря 2012 г.

Прямая речь и слова автора. 5 класс


Прямая речь и слова автора

Прямая речь после слов автора
А: "П".Мальчик сказал: "Я приду сегодня вечером".
А: "П?"Он спросил: "Что ты делаешь?"
А: "П!"Он возмутился: "Что ты делаешь!"
Прямая речь перед словами автора
"П", -а"Я приду сегодня вечером", - сказал мальчик.
"П?" -а"Что ты делаешь?" - спросил он.
"П!" -а"Что ты делаешь!" - возмутился он.
Прямая речь прерывается словами автора
"П, -а, - п"."Плыви вперед, - сказал он, - я за тобой последую".
"П, -а. - П"."Я приду завтра вечером, - сказал он. - Принесу тебе книгу".
"П!(?) -а. - П"."Какой чудесный человек, не правда ли? - воскликнула Саша. - Я не видела его грустным".
Прямая речь стоит внутри авторских слов
А: "П", -а.Он сказал: "Я очень устал", - и сразу же замолчал.
А: "П!(?)" -а.Раздался чей-то голос: "К вам можно?" - и кто-то вошел в комнату.
А: "П..." -а.Сергей говорит: "Ветру бы теперь дунуть..." - и отвернулся.

Способы передачи чужой речи


Способы передачи чужой речи
      Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называется также и то, о чем человек думает, что он пишет.
      Чужая речь передается различными способами: при помощи предложений с прямой речью, косвенной речью, а также простым предложением.

      Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес (вслух или мысленно). Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Например: «Живой Гриша! Живой наш родненький!» — рыдающим голосом вопила Дуняшка еще издали (Шолохов).

      Прямая речь заключается в кавычки. 
  • Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора, 
  • и тире, когда она стоит перед словами автора или разрывается словами автора. Например: Григорий, оживившись, мигнул Наталье: «Петро зараз казачка урежет, гляди». «Неужели все ушли?» — подумала Ирина. «Я поеду с казаками, — предупредил взводного офицера Листницкий. — Передайте, чтобы мне оседлали вороного» (Шолохов).

      Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, вопросительный или восклицательный знак).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
А: «П...»
«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
«П...» — а.
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П? — а. — П».
«П! — а. — П».
«П... — а. — П».
А: «П», — а.
А: «П?» — а.
А: «П!» — а.
Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». А: «П».
«Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. «П», — а.
«Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович. «П?» — а.
«А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она. «П...» — а.
«Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать». «П, — а, — п».
«Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».«П, — а. — П». 


Диалог. Знаки препинания при диалоге
      Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
      Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся. Например:
      Пан указывал ручкой на стул:
       Садись.
      Григорий садился на краешек.
       Как тебе нравятся наши лошади?
       Добрые кони. Серый тоже хорош.
       Ты его почаще проезжай (Шолохов).
Предложение с косвенной речью
      Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.
      Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
      Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи. Например: Охотник сказал, чтоон видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей.
      Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи. Например: Капитан приказал, чтобышлюпки спустили на воду.
      Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи. Например: Я спросил, который час; Мы спросили встречных, куда они едутЯ спросил товарища, решил ли он эту задачу.
      Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
      При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной. Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими. Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.
      Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
Цитаты и знаки препинания при них
      Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
      Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. Например: В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. Тогда она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Например: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневнике, имеет глубокое философское содержание. По словам Ф. И. Шаляпина, искусство может переживать времена упадка, но «оно вечно, как сама жизнь».

Упражнения

Упр. 79. Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.
      1. Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (Пушкин). 2. «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Лермонтов). 3. «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Паустовский). 5. «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булгаков). 6. Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.
Упр. 80. Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
      1. Замолчи строго сказал Красильщиков. 2. Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3. Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4. Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5. Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6. Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.

Упр. 81. Составьте предложения с прямой речью, используя данные реплики.
      1. Мы не опоздаем? 2. Да нет, не думаю. 3. Дело в том, что я не поеду. 4. Ну что ж. Мне даже завидно. 5. В общем, мне здесь, признаться, будет лучше, чем в Крыму. 6. Прощайте!
Упр. 82. Составьте несколько предложений с косвенной речью.
      1. Успеем ли мы приехать на вокзал? 2. Времени у нас достаточно. 3. Его друг с нами не поедет. 4. Им можно позавидовать. 5. Эти места лучше Крыма. 6. Когда они приедут? 7. Как они отдохнули?
Упр. 83. Перепишите текст, заменяя прямую речь косвенной.
      «Нравится наш город?» — спросили дети. «Нравится, особенно его украшают цветы», — сказал я. «У нас уже пятьдесят тысяч розовых кустов. В будущем году выполним план». — «И тут план», — удивился я. «А как же? Сколько жителей в городе — столько и должно цвести кустов!» — «Кто же такое придумал?» — «Иван Иванович». «А кто он, этот Иван Иванович?» — поинтересовался я. «Он один из первых строителей города, — гордо объявила девочка. — Он сам цветы сажает».
Упр. 84. Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.
      1. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3. ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5. Краткость — сестра таланта (Чехов).


Тестовые задания

1. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?      а) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».       б) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.       в) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».       г) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»2. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?      а) «Здорóво, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»       б) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»       в) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».       г) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.3. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?      а) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства».       б) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».       в) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».       г) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».



Тургенев "Муму". Урок II: История отношений Герасима и Татьяны

II. История отношений Герасима и Татьяны
      Комментированное чтение
      Читаем отрывок, посвященным этой теме (от слов: «Так прошел год...» (с. 211) — до слов: «...и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками» (с. 222).
      По ходу рассказа поясняем (при необходимости выписываем) незнакомые слова.
      «Климов почитал себя... человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить...» — столицей России в то время был Петербург.
      Передадим иронию в описании Гаврилы: «Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом».
      «Женить-с», «можно-с», «хорошо-с» — так часто отвечали подчиненные своим начальникам, показывая им свою преданность.

      — О чем говорит нам факт, что комната дворецкого Гаврилы «была почти вся загромождена коваными сундуками»?
    
      — Почему автор пишет о Татьяне, что «красота с нее очень скоро соскочила»?
      «За обедом кастелянша...» — вся дворня обедала вместе.
      При чтении передадим иронию:
      «Правда, кастелянша, как только прибежала в девичью, тотчас упала в обморок и вообще так искусно действовала, что в тот же день довела до сведения барыни грубый поступок Герасима...»
      Выпишем мнение Гаврилы о Герасиме:
      «... все же он существо бессловесное...»
      Дочитав до абзаца: «Появление Капитона прервало нить Гаврилиных размышлений», прервемся и подведем небольшие итоги тому, что мы узнали. Запишем на доске в столбик имена главных героев этой истории:

Герасим
башмачник Капитон Климов
прачка Татьяна
дворецкий Гаврила

      Читаем разговор Гаврилы с Капитоном. Очень важно точно передать интонации героев, характеры дворецкого и башмачника.

      Разговор Гаврилы с Татьяной
      — Почему Татьяна согласилась изображать пьяную?
      — Как вы думаете, поверил ли Герасим тому, что Татьяна пьяна? Почему он толкнул ее к Капитону? Что он хотел этим сказать?
      
      «Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с ней в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону». В этой сцене мы видим, что все дворовые объединились против Герасима, против возможного проявления его собственной воли, защищая внезапное желание барыни.

      — Как мы узнаем о переживаниях Герасима?
      — Почему барыня решает женить Капитона на Татьяне? Что это: самодурство или каприз?

      Каприз — это мелкая прихоть, причуда.
      Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.

    

      Домашнее задание
      Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев:
      1) Гаврилы;
      2) Капитона;
      3) Татьяны.
      На основе этих записей нужно составить рассказы об этих героях.
      Перечитать рассказ со слов: «Все это происходило весною» (с. 222) — до слов: «...Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму» (с. 233).

Тургенев "Муму". Урок I: Портрет Герасима. Сравнение, гипербола

Портрет Герасима. Сравнение, гипербола
      — Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?
      — Что мы узнали о барыне?
      — Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?
      — Как Герасим попал в Москву?
      — Как описывает автор Герасима? Ответы подтверждайте цитатами.
      — Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?

Архив блога