русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

четверг, 29 ноября 2012 г.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».


Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас  Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест,  2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.

вторник, 20 ноября 2012 г.

Периодизация творчества А.С.Пушкина

Период творчества
Основные темы
Особенности художественного стиля и мировоззрения
Произведения
Лицейский период
(1811 – 1816/17г.г.) 

Любовь, дружба, свобода
Особенностью раннего творчества А.С. Пушкина является практическое отсутствие ученического периода. Он сразу начал писать технически виртуозно. Главной проблемой лицейского периода творчества поэта стал поиск своей творческой манеры.
Эксперименты в области разных лирических жанров: дружеское послание, ода, элегия и т.д.
«К Лицинию» , «К Наталье»(1813), «Пирующие студенты», «К другу-стихотворцу» (1814).
Петербургский период
(1816/17 – 1820 г.г.)
Любовь, дружба, свобода, творчество
Это этап романтического творчества А.С.Пушкина
«Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Погасло дневное светило…» (1820)
«К Чаадаеву» (1818), «Руслан и Людмила»,
Период южной ссылки
(1820 – 1823/24 г.г.)

В южной ссылке романтизм становится главным методом.
«Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Песнь о Вещем Олеге» (1822), «Телега жизни» (1823), «Свободы сеятель пустынный…» (1823)
«Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Цыганы»,1-2 глава «Евгения Онегина».
Период ссылки в Михайловское (1824 – 1826 г.г.)
Любовь, дружба, свобода, творчество, история .
Становление реализма.
«Я помню чудное мгновенье…» (1825), «19 октября 1825», «Пророк» (1826),
"Борис Годунов", "Граф Нулин", Полтава", главы из "Евгения Онегина", лирика
Период «скитаний»
(1826 – 1830 г.г).
Любовь, дружба, свобода, творчество, история .


«Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Анчар» (1828), «Поэту» (1830)
Болдинская осень и позднее творчество
(1830 – 1837 г.г.) 
Любовь, дружба, свобода, поэт и поэзия, история, усиливается философское звучание всех тем, появляется мотив подведения итогов.
Развитие принципов реализма
«Эхо» (1831), «Клеветникам россии» (1831), «Пора, мой друг, пора» (1834), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг…» (1836), «Отцы пустынники и жены непорочны…» (1836), «Из Пиндемонти» (1836)
«Повести Белкина», завершение работы над «Евгением Онегиным», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», лирика.

Сергей Бочаров

О чтении Пушкина
« »

Так в свое время Ходасевич назвал одну из своих пушкинистских статей (1924). Речь шла в ней об идеальном читателе Пушкина, постигающем творческий акт поэта. Идеальный читатель — необходимая абстракция, такого читателя на самом деле нет, пути чтения Пушкина направляет история. На роковом ее повороте тот же Ходасевич пророчествовал об исчезновении читателя Пушкина: “Уже многие не слышат Пушкина, как мы его слышим, потому что от грохота последних шести лет стали они туговаты на ухо... Та близость к Пушкину, в которой выросли мы, уже не повторится никогда...”

План анализа поэтического текста (восприятие, истолкование, оценка)


План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)
      Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
 Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак). Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕСТА НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «К***»
(«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»)
ВОСПРИЯТИЕ.
Стихотворение является одним из наиболее известных в пушкинской и вообще русской любовной лирике. Но тема его не просто «тема любви». Оно о многом: о памяти и забвении, о темных и светлых периодах человеческой жизни, о сне души и ее пробуждении… Мне кажется, что часто, декламируя его, люди не понимают, что перед нами не просто текст, а сокровенные мысли Пушкина о законах человеческой жизни и сердца. Поэтому для меня оно звучит негромко, раздумчиво, словно, читая, вспоминаешь свою жизнь. Удивительно, что внутри этих шести строф настроение меняется дважды: от мгновения высокого восторга при встрече с «гением чистой красоты» - к унынию и забвению обо всем, что есть сама жизнь – и  вновь к пробуждению и обретению полноты бытия.
ИСТОЛКОВАНИЕ
Тема
Тема стихотворения, таким образом, выглядит по-разному на разных уровнях прочтения. Но основной тем не менее, конечно, является тема любви. В стихотворении также присутствует тема встречи и разлуки с любимой и любовью, тема потери и обретения смысла жизни, тема одиночества.
Жанр стихотворения
Перед нами лирическое стихотворение, посвященное интимным переживаниям и размышлениям поэта (что является родовым признаком лирики), но также можно увидеть черты послания,  так как текст стихотворения содержит непосредственное обращение («ты») к возлюбленной и названо достаточно традиционно для этого жанра («К***), только, в отличие от многих других посланий («К Чаадаеву», «К Дельвигу» и т.д.), имя адресата скрыто от любопытного внимания читателя. Хотя теперь всем известно и имя адресата – Анна Петровна Керн, молодая женщина, с которой Пушкин встретился у соседей по Михайловскому Осиповых.

Композиция

Стихотворение состоит из трех смысловых частей. Первая часть, которую в сюжете лирического стихотворения можно назвать «Встреча и разлука»,  рассказывает о сохраненном в памяти лирического героя «мгновении» встречи с «мимолетным видением чистой красоты», с «гением ее». Образ «гений чистой красоты» взят Пушкиным из стихотворения его учителя в поэзии В.А.Жуковского «Лалла Рук». По словам Жуковского, «не с нами обитает гений чистой красоты», то есть это некий идеальный образ, неземной. У Пушкина же это реальная, живая, земная женщина( «как гений…»), и все дело в том, что это он, лирический герой, увидел в ней «гений чистой красоты», душа его смогла разгадать черты божества («явилась», «чистая», «небесные») в человеке.
Затем они расстались, но и в самой «безнадежной грусти», в «тревогах шумной суеты» ему «звучал голос нежный», «снились милые черты». Память о встрече жила в его душе и помогала выжить. Память и ее способность оживлять прошедшее, переживать его вновь – один из главных мотивов пушкинской лирики («Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…» и др.).
Вторая часть – «Забвение и одиночество». Время(«шли годы») – один из суровых повелителей человеческой жизни, оно диктует нам свои неумолимые законы. Пушкин знает об это давно: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»- торопит он своего товарища , пока не поздно, пока не погас юношеский огонь прекрасной мечты, воплотить задуманное в жизнь. Но здесь «виновато» не только время , «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» - разочарование, заблуждение – они тоже знакомы Пушкину, стоит хотя бы «Демона» вспомнить. «Небесные черты» забыты, небесный идеал отторжен. «Одиночество», «глушь», «мрак» - вот образ мира без любимого человека, мира без идеала, мира безжизненного – «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». Жизнь без жизни. Такое уже было и будет у Пушкина – «как труп в пустыне я лежал», «сердце пусто, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум».
Но в третьей части – «Пробуждение души». Таков закон жизни по Пушкину – «час уныния пройдет, час веселья, верь, настанет!», «исчезают заблужденья с души измученной…и возникают в ней виденья первоначальных чистых дней». И с пробуждением души возвращается Она, и способность видеть в ней все тот же «гений чистой красоты», «и божество, и вдохновенье» etc - все то, что и составляет смысл истинной, духовной, творческой жизни.
Средства художественной выразительности
В основе композиции лежит система повторов – в 1 и 5 строфах – «явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Жизнь прошла круг (или сделала один из витков в сложной спирали человеческого бытия) – все правильно, «все так, как должно быть», душа вернулась к своему первоначальному, чистому восприятию мира. У Пушкина это и есть движение : заблуждения -  и вновь возвращение к первоначальному идеалу, но на новом витке жизни, с новым ее понимаем, умением ценить ее дары.
Образ возлюбленной создают эпитеты, являющие нам неповторимый облик земной женщины, в которой виден божий замысел о человеке – красота: «явилась», «небесные черты», «гений…» - и «голос нежный», «милые черты».
Образ жизни истинной и жизни бессмысленной создается в четвертой и шестой строфах – опять повтор. И внутри : повтор «без» - ощущение пустоты бытия в 4  строфе , и повтор «и» - возвращение всего необходимого человеку для жизни в 6 строфе.
Ритм, размер, рифма
Четырехстопный ямб (-/ -/ -/ -/) – наиболее популярный у Пушкина размер, рифма перекрестная (abab) – создают интонацию повествования, размеренного, обдуманного, невзволнованного – ведь все уже прошло, и герой только вспоминает («Я помню…» - сейчас).

ОЦЕНКА
 В контексте пушкинской лирики это стихотворение перестает звучать для меня как простой комплимент любимой женщине – «О, дорогая! Ты как гений чистой красоты, ты возвращаешь к жизни!» Нет. Лирический герой спокойно и мудро повествует о том, что человеческая душа способна уловить божественную красоту в другом человеке и полюбить ее так же возвышенно и чисто, как любит бога. Но время, страсти, заблуждения, свойственные человеку, могут лишить идеал прежнего смысла, разрушить гармонию человеческой души, погрузить ее в сон. Но «сила благодатная» пушкинской поэзии, его «лелеющая душу гуманность» в том и состоит, что он всегда говорит о возрождении, пробуждении человеческой души. А еще я поняла, что человек не живет, если не верит в красоту мира, не испытывает вдохновения, не проливает слез и не любит.

Памятка для анализа лирического произведения.


                           Памятка для анализа лирического произведения.
  
                                    Что надо помнить:
 Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств.
  1. Лирический герой -  это не всегда сам автор.  «В каждом стихотворении у истинного поэта – новое «я»»,- В.Я.Брюсов.
  2. В лирическом тексте как правило не бывает сюжета в привычном смысле слова, а если описывается какое-либо событие, то для того, чтобы показать чувство, мысли, которое оно вызвало у лирического героя, автора. Лирический сюжет – это развитие, движение чувств, мыслей, их взаимодействие, видоизменения.
  3. Поэтический текст – это не сумма средств художественной выразительности, это единое целое, где все подчинено выявлению авторского мироощущения.
                                      Что надо знать:
 Сведения о жизни и творческом методе поэта (к какому направлению относится,                   характерные темы, периоды творчества, творческое кредо и т.д.).
  1. Средства художественной выразительности:
-          ритм
-          размер (стопа)
-          паузы
-          повторы
-          порядок слов
-          тропы : метафора, эпитет, гипербола, оксюморон, олицетворение, сравнение, антитеза
-          звукопись: аллитерация, ассонанс
-          экспрессивная лексика.
  
                                   Что надо уметь:
 1.      Адекватно воспроизводить картины, изображенные автором.
2.      Выявлять основные и вспомогательные образы, разбираться в системе образов.
3.      Находить, как связаны образы между собой и в чем смысл этих связей.
4.      Истолковывать ассоциации, возникающие в связи с картинами и образами произведения (смысл образов, иносказаний).
5.      Определять связь произведений с фактами биографии поэта, его эпохи.
6.      Отмечать особенности композиции произведения.
7.      Выделять основную и сопутствующие темы.
8.      Выделять главную мысль и сопутствующие мысли.
9.      Определять настроение стихотворения, отличать его видоизменения.
10.  Соотносить настроение произведения с собственным восприятием описанного в нем.
11.  Давать оценку происходящему в произведении, чувствам и мыслям лирического героя, автора.
12.  Выражать свои мысли грамотно, стилистически верно, аргументированно и по возможности эмоционально.

суббота, 17 ноября 2012 г.

РАССУДОК И ЛЮБОВЬ


РАССУДОК И ЛЮБОВЬ

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
«Постой, — кричал, — прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" — и бегать за тобой
Не стану я — клянуся в том Кипридой!»
«Молчи, молчи!» — Рассудок говорил,
А плут Эрот: «Скажи: ты сердцу мил!»
«Ты сердцу мил!» — пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
«Беги, беги!» — Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: «Останься!» — говорил.
Осталася — и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
«Взгляни, — сказал, — с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!»
«Беги, беги!» — Рассудок повторил,
«Учись от них!» — Эрот ей говорил.
И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
«Будь счастлива!» — Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

КРАСАВИЦЕ, КОТОРАЯ НЮХАЛА ТАБАК


КРАСАВИЦЕ, КОТОРАЯ НЮХАЛА ТАБАК

Возможно ль? вместо роз, Амуром насажденных,
      Тюльпанов, гордо наклоненных,
Душистых ландышей, ясминов и лилей,
      Которых ты всегда любила
      И прежде всякий день носила
      На мраморной груди твоей, —
      Возможно ль, милая Климена,
Какая странная во вкусе перемена!..
Ты любишь обонять не утренний цветок,
      А вредную траву зелену,
            Искусством превращенну
            В пушистый порошок!
Пускай уже седой профессор Геттингена,
На старой кафедре согнувшися дугой,
Вперив в латинщину глубокий разум свой,
      Раскашлявшись, табак толченый
Пихает в длинный нос иссохшею рукой;
      Пускай младой драгун усатый
      Поутру, сидя у окна,
      С остатком утреннего сна,
Из трубки пенковой дым гонит сероватый;
Пускай красавица шестидесяти лет,
У граций в отпуску и у любви в отставке,
Которой держится вся прелесть на подставке,
Которой без морщин на теле места нет,
Злословит, молится, зевает
И с верным табаком печали забывает, —
А ты, прелестная!.. но если уж табак
Так нравится тебе — о пыл воображенья! —
      Ах! если, превращенный в прах,
      И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
      Тогда б я в сладком восхищенье
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже... может быть... Но что! мечта пустая.
      Не будет этого никак.
      Судьба завистливая, злая!
      Ах, отчего я не табак!..

Архив блога