русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

пятница, 14 сентября 2012 г.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.


«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли
 Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли

четверг, 13 сентября 2012 г.

Народная мораль и поэтика волшебной сказки


Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок
Урок развития речи
      I. Изобразительный характер формул волшебной сказки

      Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
      Как мне не печалиться?

Иван-царевич — победитель житейских невзгод.


Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки
  
      Беседа
      — За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть?

«Царевна-лягушка». 5 класс


«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
  
      Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Фольклор. Малые жанры фольклора.


Фольклор— коллективное устное народное творчество
     Что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
      Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

5 класс: Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
    
      В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг.

5 класс: Литература как учебный предмет

Литература как учебный предмет
   
На наших уроках, как и на уроках чтения, мы будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое?
      Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное.
      Литература (лат.) — «написанное».
      Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.
      Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.

вторник, 4 сентября 2012 г.

Словообразовательный разбор слова


Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:
1.   Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив).

Порядок морфемного разбора (по составу слова)


Порядок разбора слова по составу таков:
1) выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове),
2) выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
3) выделить в основе слова приставку и / или суффикс через построение словообразовательной цепочки,
4) выделить в слове корень.

понедельник, 3 сентября 2012 г.

Годовое тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

ТЕМА 

КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
ПЕРВЫЙ ТРИМЕСТР (12 недель, 48 часов)/ 5 к.р.

ГИА9_Время выполнения работы (2012 год)


Время выполнения работы
В 9-м классе на выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут), причем распределение времени регламентируется достаточно жестко.

Список литературы из 8 в 9

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЗЫВА (И ПИСЬМЕННОГО, И УСТНОГО)


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЗЫВА (И ПИСЬМЕННОГО, И УСТНОГО)
·         - КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ (СТРАНА, ЭПОХА, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ФАКТЫ
·         ЛИЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ, ЧЕМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИЗВЕСТЕН В ЛИТЕРАТУРЕ)
·         - КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СЮЖЕТЕ (БЕЗ ПОДРОБНОГО ПЕРЕСКАЗА, А ЛИШЬ
·         ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ, КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ
·         АВТОРСКИХ МЫСЛЕЙ). НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ И ЗАПОМНИВШИЕСЯ ЭПИЗОДЫ
·         - ИНФОРМАЦИЯ О ГЕРОЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
·         - ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ, ЗАТРОНУТЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. АВТОРСКИЕ ИДЕИ.
·         - ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ (ЕСЛИ ВЫ ИХ ЗАМЕТИЛИ)
·         - ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПРОЧИТАННОМ (ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЯМ, ЧТО ПОНЯТНО –  НЕ ПОНЯТНО, ЧТО БЛИЗКО – НЕ БЛИЗКО И Т.Д.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА 
ПО ПРОГРАММЕ: Школьная программа от BOOKMATE

ЛЕТНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ПАМЯТКА)


ЛЕТНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ПАМЯТКА)

·         ИЗ СПИСКА ВНЕПРОГРАММНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ ПО ВОЗМОЖНОСТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ КНИГ.
·         О ДВУХ ИЗ НИХ НУЖНО К 1 СЕНТЯБРЯ (ЛЕТОМ!!!) НАПИСАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ОТЗЫВЫ (СМ. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН) ОБЪЕМОМ НЕ МЕНЕЕ 3-4 СТРАНИЦ КАЖДЫЙ. В ЭТИХ ОТЗЫВАХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТ ГОТОВЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ СТАТЕЙ, СОЧИНЕНИЙ И Т.П.!!! ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПИСАНЫ В ОТДЕЛЬНОЙ ТОНКОЙ ТЕТРАДИ.
·         ОБ ОСТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (2-3) НУЖНО ПОДГОТОВИТЬ УСТНЫЕ СООБЩЕНИЯ (НА 5-7 МИНУТ) ДЛЯ ОТВЕТА НА УРОКЕ НА ПЕРВОЙ НЕДЕЛЕ СЕНТЯБРЯ.

ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ


ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ  В 2012-13 УЧЕБНОМ ГОДУ

ГИА9_Русский язык

17 августа на сайте ФИПИ был опубликован проект демоверсии КИМов по русскому языку 2013 года. 


При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г.

Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности.
Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по русскому языку.

Текст для прослушивания в части 1 экзаменационной работы приведён в разделе «Система оценивания экзаменационной работы».

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ_тест


ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
 I. В каком предложении вместо слова ИНЖЕНЕРНЫЙ нужно употребить слово ИНЖЕНЕРСКИЙ?

воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Бабеля. Конармия. ГЕДАЛИ

Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар»


Андрей РАНЧИН


Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе  И.А. Бунина «Солнечный удар»

Герой известного бунинского рассказа, не названный по имени поручик, встречает на пароходе очаровательную попутчицу, “маленькую женщину”, возвращающуюся с черноморского курорта:

Вопросы по рассказу «Солнечный удар».


«Солнечный удар».

  1. Что поразило вас в рассказе, может быть, вызвало недоумение? Чего вы ожидали от рассказа, читая его первую страницу? Оправдались ли ваши ожидания?

“Господин из Сан-Франциско”


“Господин из Сан-Франциско”:абсурдность жизни или нелепость смерти?»

«Легкое дыхание». Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина


«Легкое дыхание». Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина: “блаженная смерть” или “убийство смерти”?».

  1. На что настраивает начало рассказа? Какие образы контрастируют в первом абзаце? Какой мы видим Олю Мещерскую в повествовании о её последней зиме? Каким настроением проникнута эта часть рассказа? Что делает Олю такой привлекательной?
  2. Какое впечатление производит краткое сообщение о смерти Оли и показания офицера на следствии? Как вы думаете, почему о столь важном событии говорится так мало?
  3. Какое впечатление производит на вас отрывок из дневника Оли, рассказывающий о сближении с Малютиным?
  4. Для чего автор вводит в рассказ образ классной дамы? Чем притягивает её Оля? Какую роль играет в начале и конце рассказа образ ветра? Как вы понимаете заключительные слова рассказа? Что такое «лёгкое дыхание»?
  5. Почему в финале автор пишет: «Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре...»? Что же побеждает в рассказе — жизнь или смерть? Каким же образом удаётся писателю создать такое просветлённое произведение из «житейской мути» (Л.С. Выготский) фабулы?

Итоговый урок по "Мастеру и Маргарите": "Как устроен мир".

Булгаковская Энциклопедия
СИНЕРГИЯ ТВ Биография Булгакова
СИНЕРГИЯ ТВ Мастер и Маргарита

Итоговый урок по "Мастеру и Маргарите": "Как устроен мир".

Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.
      Какие это проблемы? 

Вопросы по Сэлинджеру

Вопросы по Сэлинджеру
1. Подготовьте пересказ наиболее запомнившегося эпизода повести. Чем он привлек ваше внимание? Какое место занимает в сюжете повести? Как проявляют себя в эпизоде герои? Каково отношение к ним автора? Ваше отношение? Каким темам посвящен эпизод? Какие мысли высказывает в эпизоде автор? С какими другими сценами повести этот эпизод соотнести?
2. Расскажите о взаимоотношениях Холдена Колфилда с Джейн Галахер. Почему герой так и не позвонил Джейн?
3. Почему в повести так часто появляются дети? Вспомните эти моменты?
4. Повесть называется «Ловец во ржи», а русский перевод «Над пропастью во ржи». Объясните разницу. Какое название вам кажется более уместным?
5. Что ненавидит и что любит главный герой? Каково ваше отношение к Холдену?
6. Прокомментируйте финал повести. Как вы его поняли?
7. В чем, на ваш взгляд, смысл повести?

Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля

В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования.

ВОПРОСЫ ПО "ПОВЕСТЯМ БЕЛКИНА"



«Ревизор». Вопросы по первому и второму действию

Прочитать комедию Гоголя «Ревизор» (на уроке у каждого должен быть текст комедии с закладками и пометками!!!).
Перечитайте первое  и второе действие и ответьте на вопросы.
  1. Кто из героев привлек ваше внимании? Почему?

КАК ДЕЛАТЬ Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ


КАК ДЕЛАТЬ Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ
  1. Ученик должен осознавать, что этот учебный предмет - не уроки чтения в младших классах, не развлечение, не «говорильня» (пустая болтовня),

Второстепенные члены предложения


Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.

Разграничение однородных и неодородных определений.


Разграничение однородных и неоднородных определений.

ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ


ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ
  • Содержание речи должно соответствовать заявленной теме.

О ВЕДЕНИИ ТЕТРАДЕЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


О ВЕДЕНИИ ТЕТРАДЕЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
  • Записи нужно вести разборчивым почерком, в классной работе на полях нужно ставить дату урока.

Правописание окончаний прилагательных


Окончания имен прилагательных

      Написание безударных окончаний прилагательных в косвенных падежах можно проверять постановкой вопроса какой? в нужном падеже.

ВИД ГЛАГОЛА


Вид как морфологический признак глагола
Вид — постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Глагол


Глагол
Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние(болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).

Образование и употребление степеней сравнения прилагательных


Образование и употребление степеней сравнения прилагательных

      Особые трудности в употреблении прилагательных возникают при образовании степеней сравнения.

Имя прилагательное и его грамматические признаки


Имя прилагательное и его грамматические признаки

      Имя прилагательное — часть речи, которая включает слова, обозначающие признак предмета, его качество и отвечающие на вопросы какой? чей?, например: серый, стальной, тихий, волчий.

Вид глагола


Вид как морфологический признак глагола

Вид — постоянный морфологический признак глагола, указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени. Все глаголы имеют видовую характеристику — относятся к совершенному виду (СВ) или несовершенному виду (НСВ).

Переходность глагола


Переходность / непереходность глагола
Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги).

Наклонение глагола


Наклонение как морфологический признак глагола
Наклонение — непостоянный морфологический признак глагола,

Числительное


Имя числительное и его грамматические признаки

      Имя числительное — часть речи, которая включает слова, обозначающие число, количество (отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают на вопросы которыйкакой?),

Морфологический разбор имени числительного


Морфологический разбор имени числительного

      Порядок разбора

Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену

МТЮЗ / Московский Театр Юного Зрителя

 Театр нового поколения Документальный фильм о Московском ТЮЗе 

Г.Яновская

Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф.
по Марку Твену

Кладовая солнца

УРОК ПЕРВЫЙ. М. М. Пришвин: становление писателя. «Кладовая солнца».
      I. М. М. Пришвин: становление писателя
      Огромное наследие Пришвина еще не осмыслено нашими современниками. 25 томов «потаенных» дневников писателя открывают нам М. М. Пришвина — летописца своей эпохи, глубокого религиозного мыслителя, представителя русского космизма.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой» 
Конь с розовой гривой с подчеркиваниями 2017
      Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в заполярный порт Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.

ВОПРОСЫ ПО ПОВЕСТИ «ВЫСТРЕЛ»


ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПОВЕСТИ «ВЫСТРЕЛ»
  • Кто основной рассказчик в повести "Выстрел'?
  • Назвать двух других центральных героев повести?
  • К какой одной среде принадлежали герои в течение недолгого срока
  • По каким общим законам для всех его членов живёт армейское братство?
  • В каком монологе Сильвио рисуется "идеал" этого поведения?
  • К чему он сильно привык?
  • Какой "тип" гусара являет собой рассказчик - герой?
  • Какой третий "тип" гусара, представляет собой человек, появившийся однажды рядом с Сильвио?
  • Почему Сильвио его возненавидел?

Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»


Великая Отечественная война в жизни советского народа. К. М. Симонов — военный корреспондент. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Литература. 6 класс. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

«Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. 6 класс


Тургенев "Бежин луг"

«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — восхищался «Записками охотника» Ф.И. Тютчев. Цикл очерков «Записки охотника» в основном сложился за пять лет (1847—1852), но Тургенев продолжал работать над книгой.

Русское барство


"ДУБРОВСКИЙ"


II. О создании романа «Дубровский» 
 В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.

"Мороз, красный нос"


Прочитать поэму Некрасова "Мороз, красный нос". Выписать в тетрадь непонятные слова и выраженияю Озаглавить главы каждой части. Выписать имена героев поэмы. Охарактеризовать главных героев. 
Ответьте письменно на вопрос: Почему всю поэму, как и вторую её часть,  Некрасов назвал "Мороз, красный нос"?

«Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация


А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

I. А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. Вопросы и ответы

Поэты XIX века. 6 класс


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. Поэты XIX века

Грин "Алые паруса"

Александр Степанович Грин
Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль
Герои и образы ХХ века сильно отличаются от героев и образов предыдущего века. Писатели тоже становятся другими: если в XIX веке писатели были дворянами по происхождению, то в XX веке писатели попадают в русскую литературу из глубины народной жизни: из села, из рабочей слободы.

"АЛЫЕ ПАРУСА".


Ассоль — девушка, умевшая видеть «отраженный смысл иного порядка». «Пламенное растение — чудо».
Объясните смысл цитат
            «Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка.

Платонов. Рассказы «Никита», "Корова", "Неизвестный цветок"












ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 52. Имя прилагательное и его грамматические признаки
      Имя прилагательное — часть речи, которая включает слова, обозначающие признак предмета, его качество и отвечающие на вопросы какой? чей?, например: серый, стальной, тихий, волчий.
      По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три группыкачественные,относительные и притяжательные.
      Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, например: 1) Талантливый поэт. 2) Этот поэт талантливее других. 3) Он был талантливейшим поэтом своего времени.
      Относительные прилагательные обозначают признак постоянный, не изменяющийся по степени своего проявления, признак, указывающий на материал, из которого сделан предмет, на отношение к месту, времени, назначению и т. д., например: деревянный забор, городская площадь, зимняя олимпиада, торговый флот.
      Притяжательные прилагательные обозначают признак, указывающий на принадлежность (чей он, кому принадлежит), например: бабушкины очки, помещичья усадьба.
      Отличительной чертой качественных прилагательных является наличие степеней сравнения: сравнительной и превосходной.
      Сравнительная степень указывает на бóльшую степень проявления признака в данном предмете по сравнению с другими, например: Эльбрус выше Казбека.
      Превосходная степень указывает на то, что из всех предметов в данном признак проявляется в наибольшей степени, например:Эльбрус — высочайшая из гор Кавказа.
Способы образования степеней сравнения качественных прилагательных
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ
Простая формаСложная (аналитическая) форма
Образуется
при помощи суффикса -ее (-ей)красивый — красивее;
при помощи суффикса :
высокий — выше, дорогой — дороже;
при помощи суффикса -шетонкий — тоньше;
от других основ: хороший — лучше
Образуется
путем прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее четкий

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ
Простая формаСложная (аналитическая) форма
Образуется
при помощи суффиксов -ейш--айш-красивейший, высочайший;
при помощи суффикса -ш-высший, низший;
иногда к названным суффиксам добавляется приставка наи-:наикрасивейший, наивысший;
от других основ: хороший — лучший
Образуется
прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный, наименее высокий;
прибавлением к простой сравнительной степени прилагательных слов всех, всего: всех милее, всего красивее
      Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую форму, например: сюжет занимательный — сюжет занимателен; композиция интересна — произведение интересно — рассказы интересны.
      Прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе), например: новый охотничий домик, новая охотничья база, новое охотничье ружье, новые охотничьи домики (базы, ружья); нового охотничьего ружья, новому охотничьемуружью и т. д. Таким образом, формы падежа, числа и рода прилагательного зависят от того существительного, к которому прилагательное относится.
      В предложении прилагательное чаще всего бывает определением или входит в именную часть сказуемого, например:
      Краткие прилагательные бывают только сказуемыми.
§ 53. Морфологический разбор имени прилагательного
      Порядок разбора
      I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
      II. Морфологические признаки.
      1. Постоянные признаки: разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное).
      2. Непостоянные признаки:
      1) у качественных прилагательных: а) степень сравнения (сравнительная, превосходная), б) полная или краткая форма;
      2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род.
      III. Синтаксическая роль.
      Запомните: прилагательные во множественном числе не имеют морфологического признака рода; краткие прилагательные не изменяются по падежам.
      Образец разбора
      Под ним струя светлей3 лазури, над ним луч солнца золотой3... (М. Лермонтов)
      I. Светлей — прилагательное (обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?). Н. ф. — светлый.
      II. Постоянные признаки — качественное.
      Непостоянные признаки — сравнит. степень.
      III. Струя (какая?) светлей лазури (определение).
      I. Золотой — прилагательное (обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?). Н. ф. — золотой.
      II. Постоянные признаки — относительное, употреблено в значении качественного.
      Непостоянные признаки — полн. ф., и. п., ед. ч., м. р.
      III. Луч (какой?) золотой (определение).
Упр. 87. Прочитайте текст и выполните задания.
      Величайшее3 богатство народа — его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
      Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)
      1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.
      2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.
      3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).
      4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 55. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных
      Особые трудности в употреблении прилагательных возникают при образовании степеней сравнения.
      Запомните: соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д.
      Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.
Упр. 88. От приведенных ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.
      Образец: сильный — сильнее, более сильный, сильнейший, самы­й сильный.
      Злой, хороший, красивый, глубокий, умный, деловой, дорогой, богатый, твердый, чистый, ловкий, здоровый, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, мягкий.
Упр. 89. Найдите и подчеркните все неправильные формы степеней сравнения имен прилагательных.
      Более шире — более широко — шире — ширее — ширше; кратчайший — самый кратчайший — самый короткий; худший — самый худший; лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех.

Тесты и задания по русскому языку от gramma.ru

ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дорогие друзья! В этом разделе мы помещаем задания, которые будут полезны вам при изучении различных тем русского языка. Они помогут вам проконтролировать себя, найти пробелы в вашей подготовке.
Все тесты построены по подобному алгоритму: вам предлагается ответить на вопрос или последовательность вопросов. При этом даются и варианты ответов. Найдите правильный вариант и установите в правой колонке тестовой таблицы соответствующую метку. После этого нажмите кнопку "Выполнить" и следите за итогом в панели "Результат".
Если вам не удается найти правильный ответ (появляется сообщение "Ошибка"), не огорчайтесь, просто вы еще недостаточно полно знаете предлагаемую для проверки тему. А правильный ответ вы сможете увидеть, нажав кнопку: "Посмотреть правильное решение".
Если вы решились проверить свои знания - удачи!

МАСТЕРСТВО ТОЛСТОГО


Лев СОБОЛЕВ

Мастерство писателя

Слово "мастерство" термином не является и в словари не входит. Тем не менее оно часто встречается в темах сочинений в самых разных сочетаниях: «Мастерство Грибоедова-драматурга», «Мастерство психологического анализа в романах Тургенева», «Поэтическое мастерство Тютчева» и тому подобное. В 1969 году был издан сборник «Мастерство русских классиков», а ещё раньше — монографии разных авторов, посвящённые мастерству Некрасова (К.И. Чуковский), Тургенева (А.Г. Цейтлин), Пушкина (А.Л. Слонимский), Л.Толстого (Л.М. ышковская) и других. Чем больше мы прочтём учёных сочинений на тему "мастерство писателя", тем яснее нам станет тот простой факт, что каждый автор вкладывает в это слово своё собственное значение; при этом простой здравый смысл подсказывает нам и нашим ученикам некоторые общие соображения, которые, по-видимому, следует сформулировать, не прибегая к авторитетам.
Во-первых, мастерство писателя означает незаурядность его мировосприятия, его мироощущения: художник, способный выражать лишь банальности, не заслужит в своих читателях звания мастера. Именно поэтому прописи в стихах, популярные у некоторых (впрочем, многих) читателей и читательниц, при всей симпатии к их высоконравственным авторам, поэзией не стали и вполне оправданно забылись. Во-вторых, мастер — мастер формы; он пишет так, как до него писать не умели (впрочем, это справедливо лишь для искусства XIX–XX веков; традиционные, канонические искусства — например иконопись — имеют совсем другие критерии). И, наконец, главное: то, что говорит писатель, соответствует тому, как он это говорит; пожалуй, согласие между формой и содержанием художественного текста, единство их — важнейший признак подлинного мастерства. Из этих нехитрых постулатов мы и будем исходить.
Речь пойдёт о «Войне и мире». Из всего многообразия аспектов, которые можно обсуждать в связи с этой книгой, выберем три: историософию Льва Толстого, его новаторский психологический анализ и особенности жанра «Войны и мира».

Что необходимо на уроке литературы:
  • текст с закладками и пометками;
  • дневник читателя;
  • тетрадь, ручка, карандаш.
  КАК ДЕЛАТЬ Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ
  1. Ученик должен осознавать, что этот учебный предмет - не уроки чтения в младших классах, не развлечение, не «говорильня» (пустая болтовня), а один из самых сложных и важных предметов. Многие взрослые люди не умеют читать (воспринимать) художественные произведения, чем обедняют свою жизнь.
  2. Настоящее чтение – повторное! Только зная целое, можно понять смысл частностей, подробностей, деталей.
  3. Читать нужно с мыслью, вдумчиво, задавая себе вопросы. А почему так, а не иначе? Зачем нужен этот герой? Для чего нужна та или иная подробность? и т. п. Читать нужно с карандашом в руках, делая пометки.
  4. Самое трудное – это помнить, что в искусстве «все не просто так», всё не случайно, и чем «проще», «реалистичнее» (как в жизни) кажется произведение, тем оно сложнее для осмысления.
  5. «Все не просто так», потому что АВТОР писал тоже с мыслью, он тоже жил, думал, переживал, познавая МИР и ЧЕЛОВЕКА. Любое произведение искусства имеет идею, с-мысл.
  6. Если ученик не может по-настоящему подготовить ответы на устные вопросы (т.е. отметить в тексте карандашом цитаты, сделать закладки и т. п.), то он должен отвечать на них письменно!
  7. Письменный ответ по литературе – это мини-сочинение, это текст- рассуждение с цитатами, показывающий особенности личности писавшего. СПИСЫВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!!!
  8. Заканчивая работу, прислушайтесь к себе: что изменилось, что вы думаете, чувствуете по поводу прочитанного? Может быть, как-то изменились вы сами?
  9. Хорошо бы для начала вести «Дневник читателя»:
Дата
Автор
Название
Персонажи (главные и второстепенные)
Сюжет или элементы сюжета
Мысли, впечатления
Другое







http://litera865.blogspot.com/

Архив блога